Ценообразование на лекарственные средства: европейский опыт
В течение длительного времени при формировании цен на лекарства в развитых европейских странах применялся преимущественно метод «издержки плюс». Однако несколько десятилетий назад в Европе от него отказались. Прежде всего из-за того, что валовые издержки на изготовление одной упаковки препарата плюс нормативный процент прибыли не позволяют рассчитать конкурентоспособную цену.
В последнее время в европейских странах метод «издержки плюс» сменился другими методами. Все они не лишены недостатков.
Бывает, что фармкомпании заручаются поддержкой NICE, предложив нераскрываемые скидки к заявленным ценам на наиболее дорогие торговые марки. Но в любом случае, получив положительное заключение NICE о препарате, Национальная служба здравоохранения должна сделать его доступным для пациентов по соответствующим рецептам в течение 90 дней. Причем в соответствии с добровольными пятилетними договорами фармпроизводителей и Министерства здравоохранения, вступившими в силу в 2014 году, цены на патентованные препараты должны оставаться неизменными на протяжении двух лет; затем цены могут увеличиваться: примерно на 1,8 % в год в 2016 и 2017 гг. и на 1,9 % в 2018 году. Тогда как расходы Национальной службы здравоохранения на лекарственное обеспечение, превышающие указанные уровни, должны компенсировать фармкомпании.
Уместно заметить, что Схема регулирования цен на лекарственные средства вызывает нарекания обеих договаривающихся сторон.
Некоторые высокопоставленные британские чиновники считают ее слишком сложной, непрозрачной и малопригодной для осуществления контроля со стороны фармкомпаний.
Производители же недовольны тем, что использование PPRS вынуждает их сокращать расходы на научно-исследовательские работы и практически лишает возможности инвестировать в высокозатратные и высокорисковые проекты, связанные с разработкой инновационных препаратов.
Кроме того, по их мнению, подход NICE к оценке нового лекарственного средства, основанный на расчете стоимости на одного пациента, ставит в невыгодное положение препараты для лечения редких заболеваний и средства персонализированной медицины.
При всем при этом на сегодняшний день цены на лекарства в Великобритании едва ли не самые низкие в сравнении с другими развитыми странами.
Причина тому простая – основным закупщиком лекарственных средств является Национальная служба здравоохранения (NHS), которая существует за счет налогоплательщиков и обеспечивает доступ к бесплатным медицинским услугам примерно 64 млн человек. Как следствие, NHS может вести переговоры с фармкомпаниями о снижении цен на препараты, исходя из своей покупательной способности.
Однако в сентябре 2017 года агентство Bloomberg сообщило, что с целью дальнейшего снижения цен британское правительство приняло новые ограничения на расходование средств на закупку определенных препаратов. Естественно, фармкомпаниям грядущие нововведения не понравились. Чтобы заблокировать инициативу Министерства здравоохранения, производители лекарственных средств буквально «засыпали» суды исками, касающимися условий торгов.
На основе договора
Великобритания – единственная европейская страна, практикующая с 1969 года метод «контроля прибыли производителей». Процедура, базирующаяся на этом методе, известна в специальной литературе под названием «схема регулирования цен на лекарственные средства» (Phar-maceutical Pricing Regulation Scheme – PPRS). За прошедшие десятилетия PPRS, регулирующая максимальную прибыль производителей патентованных препаратов, неоднократно модифицировалась и после последнего преобразования выглядит следующим образом.![]()
Решение о включении нового или инновационного препарата в свои списки принимает Национальная служба здравоохранения (NHS) на основе рекомендаций Национального института охраны здоровья и совершенствования медицинской помощи (NICE).
NICE определяет ценность лекарственных средств, используя показатель «количество сохраненных лет жизни с поправкой на ее качество» (QALY). Как правило, положительного заключения удостаиваются препараты стоимостью ниже 30 тыс. фунтов стерлингов на год жизни, скорректированный на ее качество, что равно году жизни практически здорового человека. Производитель более дорогого средства может попытаться заключить отдельную сделку с Министерством здравоохранения, воспользовавшись одной из специальных схем, известных как Схемы доступа пациентов к лекарственной помощи (patient access schemes). Если же попытка окажется неудачной, пациент сможет получить препарат при условии, что врач сделает индивидуальный запрос на финансирование и докажет наличие исключительных обстоятельств.
Бывает, что фармкомпании заручаются поддержкой NICE, предложив нераскрываемые скидки к заявленным ценам на наиболее дорогие торговые марки. Но в любом случае, получив положительное заключение NICE о препарате, Национальная служба здравоохранения должна сделать его доступным для пациентов по соответствующим рецептам в течение 90 дней. Причем в соответствии с добровольными пятилетними договорами фармпроизводителей и Министерства здравоохранения, вступившими в силу в 2014 году, цены на патентованные препараты должны оставаться неизменными на протяжении двух лет; затем цены могут увеличиваться: примерно на 1,8 % в год в 2016 и 2017 гг. и на 1,9 % в 2018 году. Тогда как расходы Национальной службы здравоохранения на лекарственное обеспечение, превышающие указанные уровни, должны компенсировать фармкомпании.
Уместно заметить, что Схема регулирования цен на лекарственные средства вызывает нарекания обеих договаривающихся сторон.
Некоторые высокопоставленные британские чиновники считают ее слишком сложной, непрозрачной и малопригодной для осуществления контроля со стороны фармкомпаний.
Производители же недовольны тем, что использование PPRS вынуждает их сокращать расходы на научно-исследовательские работы и практически лишает возможности инвестировать в высокозатратные и высокорисковые проекты, связанные с разработкой инновационных препаратов.
Кроме того, по их мнению, подход NICE к оценке нового лекарственного средства, основанный на расчете стоимости на одного пациента, ставит в невыгодное положение препараты для лечения редких заболеваний и средства персонализированной медицины.
При всем при этом на сегодняшний день цены на лекарства в Великобритании едва ли не самые низкие в сравнении с другими развитыми странами.
Причина тому простая – основным закупщиком лекарственных средств является Национальная служба здравоохранения (NHS), которая существует за счет налогоплательщиков и обеспечивает доступ к бесплатным медицинским услугам примерно 64 млн человек. Как следствие, NHS может вести переговоры с фармкомпаниями о снижении цен на препараты, исходя из своей покупательной способности.
Однако в сентябре 2017 года агентство Bloomberg сообщило, что с целью дальнейшего снижения цен британское правительство приняло новые ограничения на расходование средств на закупку определенных препаратов. Естественно, фармкомпаниям грядущие нововведения не понравились. Чтобы заблокировать инициативу Министерства здравоохранения, производители лекарственных средств буквально «засыпали» суды исками, касающимися условий торгов.
04-ноб-2025