«Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием,
как другой человек" (W. Schmidbauer).
Если спросить у провизоров: «Встречались ли вы с трудными покупателями?», — мы получим положительный ответ и увидим самые разные эмоции.
Профессиональная деятельность работников первого стола осуществляется в постоянном взаимодействии с людьми, где провизор не должен показывать свое настроение и свои амбиции. Как гласит нам этический кодекс фармацевтических работников, провизор должен с уважением относиться к каждому покупателю с позиции индивидуального подхода, не проявляя преимуществ или неприязни, владеть психологическими навыками общения для достижения доверия и взаимопонимания, быть чутким, доброжелательным и внимательным к покупателю.
Но как же сохранить самообладание и вежливость, когда появляется трудный покупатель, когда он, например, грубит, ругается, требует вернуть деньги за уже купленный товар, конфликтует, обвиняет провизора в некомпетентности или попросту Вам не симпатичен? Об этом и будет данная статья.
![](http://modern-pharmacy.com.ua/wp-content/uploads/2017/08/Psiholog_tr_pokypat_im1.gif)
Если разобраться в самом определении «трудный покупатель» — то это покупатель, который вызывает напряжение, раздражение и требует определенных усилий. Но один и тот же посетитель аптеки для кого-то бывает «трудным», а для кого-то — обычным покупателем, который не вызывает никаких трудностей и неудобств.
Порой даже самый «нетрудный» клиент может себя повести очень эмоционально или жестко в «трудной ситуации». При этом «трудная ситуация» могла возникнуть у клиента по его внутренним причинам, а могла и по вине провизора.
Возникновение «трудной ситуации» также может быть обусловлено как непрофессионализмом провизора и отсутствием коммуникативных навыков, так и, определенными личностными характеристиками и качествами работника первого стола и посетителя аптеки.
Что это значит? А значит это то, что, как и покупатель, так и ровным счетом провизор обладают неповторимыми индивидуально-психологическими особенностями личности. Т. е. у каждого из нас есть уникальная психика, индивидуальное восприятие мира и обстоятельств, непов-торимый темперамент и характер. Казалось бы, существует же четыре типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) и всех людей можно разделить соответственно на четыре группы людей. Но в сочетании с определенными чертами характера, особенностями воспитания, общения, личного опыта и трудовой деятельности на нашей планете мы не встретим двух одинаковых по психологическому составу людей.
Вся эта композиция и обуславливает нашу индивидуальность, отношение к миру и особенности процесса взаимодействия с людьми.
Как известно, нет плохих и хороших темпераментов. С каждым типом темперамента могут возникнуть трудности во взаимодействии. Поэтому, провизору необходимо знать и уметь распознавать темперамент покупателя, и уметь работать с каждым из представителей разных темпераментов, не допуская возникновения «трудных ситуаций».
Покупатели с разным темпераментом могут по-разному реагировать на Вашу нейтральную фразу. Например, критическое замечание, произнесенное спокойным, ровным тоном, может вызвать у холерика — возбуждение, у сангвиника — прилив энергии, у меланхолика — испорченное настроение на весь день, а у флегматика — всего лишь легкое недоумение.
Разберем с Вами некоторые особенности общения с покупателями разного темперамента
В общении с холериком недопустимо: критиковать, повышать голос, ждать от него обдуманных и взвешенных решений, обижаться на его резкость, прямолинейность в общении, несдержанность с Вашей стороны. Во взаимодействии Вам необходимо использовать его лидерские качества, желание везде быть первым. Придерживаться в общении спокойного, делового тона.
В общении с сангвиниками недопустимо: умение давать эмоциональную поддержку, стремление глубоко разобраться в вопросе, который ему не интересен. Провизору необходимо поддерживать его интерес, использовать его умение общаться.
При работе с флегматиками не нужно ждать от него креативности, гибкости поведения. Необходимо не торопить его в совершении покупки, дать ему “материал” для размышления.
При общении с меланхоликами недопустимо критиковать, повышать голос, принуждать к чему либо, если он психологически не готов, ждать от него инициативы, активности, общительности. Работнику первого стола нужно поддерживать его в решении, хвалить, делать комплементы, общаться спокойным и ровным тоном.
Среди участников общения (как профессионального, так и непрофессионального) встречаются люди, которые спокойно и индифферентно относятся к различным ситуациям, сохраняя уравновешенность и способность принимать оптимальные решения, и те, которые склонны к конфликтному поведению. Традиционно вся психологическая литература делала и делает акцент на «разрешение» конфликта, подчеркивая, что конфликт можно и необходимо разрешить или элиминировать (от лат. — исключать, удалять). Целью разрешения конфликтов есть достижение идеального бесконфликтного состояния, когда люди взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими.
В современной конфликтологии существует двухмерная модель регулирования конфликтов, которая предполагает пять способов регулирования деструктивного взаимодействия, которые описаны ниже.
Соперничество (конкуренция). Одному из участников взаимодействия представляется очевидным, что предлагаемое им решение — наилучшее, отсюда появляется стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, тем более что иного выбора нет и терять нечего. Делается попытка повлиять на других, провести свою линию, ибо цель оправдывает средства.
Избегание. Отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей. Человек, стремящийся к избеганию, больше всего заботясь о своем собственном здоровье, считает, что предмет спора не имеет отношения к обсуждаемой проблеме, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем. Поэтому дальнейшее изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе деструктивного взаимодействия представляются ему более предпочтительными, чем немедленное принятие какого-либо решения.
Приспособление. В противоположность соперничеству человек приносит в жертву собственные интересы ради другого человека. Целью этого является желание сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликтных взаимоотношений и даже не решение задачи.
Компромисс (взаимная уступка как нейтральный вариант). Этой стратегии, поскольку необходимо принять срочное решение при дефиците времени, отдают предпочтение те участники взаимодействия, которые обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы. Как правило, они ориентированы не только на дело, на конечный результат, но и на сохранение взаимоотношений с участниками взаимодействия.
Сотрудничество. Участники ситуации, анализируя проблему и принимая решение, приходят к консенсусу (от лат. — согласие, единодушие), полностью удовлетворяющему интересы всех сторон. Этой стратегии отдают предпочтение тогда, когда участники взаимодействия, несмотря на возникшие разногласия, все же хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой совместного решения, проекта. Времени поработать над возникшей проблемой у команды достаточно, и предлагающий эту стратегию взаимодействия владеет технологиями коллективного принятия решения.
Конечно же, использование работником первого стола с посетителем аптеки стратегии, например, «конкуренция», вряд ли будет целесообразным. Каждая из этих стратегий имеет место быть, и каждая из них может применяться в той или иной ситуации. А какую именно тактику применять каждый решает сам.
Трудность — это не посетитель аптеки. Трудность — это наша реакция и отношение к ситуации и людям. Описанные выше индивидуально-психологические особенности личности человека — это лишь самая малость того, из-за чего могут возникать трудности в общении.
Существуют поведенческие и эмоциональные индикаторы, которые помогут нам определить, что «трудный момент» близок. К ним относятся: обвиняющий тон, требовательность, взгляд, покупатель «засыпает» вопросами, спрашивает одно и то же несколько раз, внимательно слушая ответ и т. д.
Главное — успеть распознать эти индикаторы и умело построить взаимодействие. Какую стратегию использовать — решать Вам. Выбор будет зависеть от того, в какой обстановке Вы находитесь: формальной или неформальной. Но помните, что самый эффективный способ предотвращения конфликтной ситуации — это создание условий, при которых у собеседника не возникнет чувство неприязни, не появится ощущение, что он не понят и неинтересен.
Вашему вниманию предлагается тест, который поможет определить, какую же стратегию поведения Вы используете чаще всего.
Тест «Стратегии поведения в конфликте» (К. Томас)
Инструкция. Перед Вами ряд утверждений. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о се
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.
А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
В. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.
В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.
В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.
22.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
В. Я отстаиваю свои желания.
23.
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.
Ключ к опроснику
- Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.
- Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.
- Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.
- Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.
- Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.
В. С. Шаповалова, к. псих. н, практический психолог ІІ категории НФаУ,преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПКСФ НФаУ