X

Для доступу до архівного номеру журналу введіть, будь ласка, Вашу електронну адресу

Введіть ваш Email

X

Підписка на електронну версію журналу "Сучасна фармація"


Введіть ваше ім'я


Введіть ваше прізвище


Введіть вашу спеціальність


Введіть вашу спеціалізацію















Введіть ваш Email


Введіть ваш телефон

Телефон повинен містити код країни

наприклад: +380 99 999 9999


Введіть Область/місто/селище, де ви проживаєте


Введіть ваше місце роботи


Идеальных руководителей не бывает

Из переписки представителя администрации известной отечественной аптечной сети и провизора-первостольника.

Представитель администрации. Этот вопрос хотелось бы задать первостольникам. Интересует, что хотелось бы вам получать со стороны своего руководителя. Какие качества для вас важны? Что вам не нравится?

Первостольник. Идеальных руководителей, как и идеальных людей просто не бывает. Но, тем не менее, всегда есть, к чему стремиться. От себя и от моих коллег могу сказать, что одно из главных пожеланий — должно быть комфортно приходить на работу, где тебя ждет руководитель. С ним (ней) должно быть легко общаться на любую тему (имею в виду, рабочую, конечно же, но и личные не должны быть табу). Нельзя допускать, чтобы руководителя боялись. Нельзя, чтобы было страшно подходить и говорить о каких-то своих промахах и недочетах. Давно работаю в сети, и видела разных заведующих и регионалов; знаю, что перед некоторыми у первостольников просто какой-то животных страх появляется. Это ненормально. Так быть не должно.

Вначале был эксперимент

В конце 30-х годов прошлого века американские психологи во главе с Куртом Левиным провели серию экспериментов с участием мальчиков 10-11 лет, занимавшихся различными поделками.

Участников эксперимента разделили на группы. Руководитель первой группы играл роль жесткого руководителя (автократа), решение которого не обсуждается и требует неукоснительного выполнения. Руководитель второй группы, изображал из себя демократа и привлекал детей к выработке решений. Руководитель третьей группы вообще ни во что не вмешивался. Но до поры до времени: через каждые шесть месяцев руководители групп менялись местами.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что дети становились более агрессивными в двух случаях — при жестком (авторитарном) — стиле руководства и переходе от авторитарного к попустительскому (в современной терминологии — либеральному) стилю. И при этом все группы отдавали предпочтение демократическому стилю. А переход от авторитарного стиля к демократическому занимал больше времени чем переход от демократического стиля к авторитарному. Последнее обстоятельство К. Левин пояснил так: «Автократия присуща человеку, а демократии нужно учиться». Но это к слову. Главное, что предложенная им классификация стилей руководства (и соответственно типов руководителей), акцентирующая внимание на степени влияния руководителя на принимаемое решение, признана классической.

Безусловно, единственной ее не назовешь — за это время появилось немало других классификаций. Тем не менее, классификация К.Левина популярна до сих пор.

Автократы, демократы и либералы

04_LVOVA_boss_im_1

Руководители-автократы, как правило, отличаются властолюбием, настойчивостью, тщеславием и высокой самооценкой, отнюдь не всегда обоснованной, а порой — «маскирующей» некомпетентность.

Одни из них видят в подчиненных бездельников, напрочь лишенных честолюбия и всячески избегающих ответственности, которые испытывают потребность в защищенности и «сильной руке».

Другие считают, что сотрудники хотят хорошо выполнять свои обязанности, испытывать удовлетворение от работы и что не менее важно — реализовать свои потребности в самовыражении.

Руководители первого типа концентрируют власть в своих руках, единолично принимают решения, категоричны в суждениях, настороженно относятся к новшествам, годами используя одни и те же методы управления. Они нередко грубы с подчиненными, не считаются с их мнением и не приветствуют проявление инициативы, действуя по принципу «инициатива наказуема».

Руководители второго типа относятся к сотрудникам снисходительно, предоставляют им определенную самостоятельность, интересуются их мнением при принятии решений, но выслушав аргументы подчиненных, обычно поступают по-своему.

Как и руководители первого типа, они не выносят критику и никогда не признают своих ошибок, а наилучшим методом повышения эффективности работы подчиненных считают административные взыскания.

Считается, что руководители-автократы уместны лишь в организациях с малообразованным персоналом. Однако бывают и исключения. Пример тому — превращение крупной компьютерной компании, возглавляемой автократом, в ведущую мировую корпорацию по производству высокотехнологичной продукции.

Хотя ради объективности надо заметить, что автократ обладал харизмой. И по мнению экспертов, не будь он харизматической личностью, вряд ли бы он сумел столь успешно руководить высококвалифицированными подчиненными. Да и практика показывает, что наиболее квалифицированные сотрудники, не имея возможности самореализоваться, обычно увольняются.

04_LVOVA_boss_im_2

В отличие от автократов руководители-демократы осуществляют лишь общий контроль. Мелочная опека подчиненных, впрочем, как и единоличное принятие решений — не их стиль.

Они предпочитают предоставлять сотрудникам самостоятельность и использовать их опыт и знания при принятии решений.

С точки зрения таких руководителей:

  • людям свойственно трудиться и при благоприятных условиях они будут стремиться взять на себя ответственность за выполненную работу;
  • способность к творческому решению проблем встречается у многих, но интеллектуальный потенциал, по большей части, используется лишь частично;
  • приобщение сотрудников к принятию организационных решений является вознаграждением.

Поэтому руководители-демократы вместо того, чтобы навязывать свою волю подчиненным, предпочитают делегировать им полномочия и ненавязчиво контролировать результаты деятельности.

Они уважительно относятся к сотрудникам и их потребностям, регулярно информируют персонал о состоянии дел организации и ее перспективах, стараются научить подчиненных вникать в проблемы подразделения, искать и оценивать преимущества и недостатки альтернативных способов решения этих проблем. Сами же занимаются только наиболее сложными и важными вопросами.

Таким руководителям известны сильные и слабые стороны сотрудников, их настроения. Конфликты они воспринимают как закономерное явление и стараются найти их первопричину, вполне логично полагая, что знание первопричины поможет предотвратить конфликтные ситуации в будущем.

Желаемых результатов работы они добиваются не с помощью административных взысканий, а убеждая исполнителей в целесообразности и значимости возлагаемых на них обязанностей.

Руководители-демократы избегают жестких предписаний: их указания больше похожи на предложения, в которых учтены мнения подчиненных. И не потому, что у них нет собственного мнения или желания брать всю полноту ответственности на себя. Дело — в другом: просто они убеждены, что лучшие решения вырабатываются в ходе обсуждения проблемы с сотрудниками.

Бытует мнение, что такой подход к управлению позволяет достичь впечатляющих результатов в компаниях с высококвалифицированным персоналом. В организациях с недостаточно компетентными сотрудниками руководители-демократы менее эффективны. А в кризисных ситуациях, когда решения необходимо принимать быстро, и вовсе неприемлемы.

04_LVOVA_boss_im_3

Руководители-либералы, по большей части, люди нерешительные и добродушные, не приемлющие ссор и конфликтов.

Реже — творческие личности, зацикленные на каких-то идеях и совершенно лишенные организаторского дара.

И те, и другие обычно безынициативны, предпочитают ждать указаний сверху, не брать на себя ответственность за принятые решения и как можно меньше вмешиваться в дела подчиненных, предоставляя им право самостоятельно ставить задачи и выбирать способы их решения.

Такие руководители непоследовательны, легко поддаются чужому влиянию и нередко отменяют собственные решения, не имея на то достаточных оснований.

Они очень осторожны (видимо, из-за неуверенности в собственной компетентности), крайне редко пользуются своим правом говорить «нет», но легко раздают невыполнимые обещания. Они пренебрегают своими принципами, чтобы сохранить расположение подчиненных, и не способны отстаивать свою позицию в сложных ситуациях. Они любят ссылаться на ограничение в правах, которое лишает их возможности принять то или иное решение.

Вместе с тем либералы вежливы с подчиненными, всегда готовы выслушать их критические замечания, предложения и просьбы. Правда, до реализации дело доходит нечасто.

Есть мнение, что руководители-либералы востребованы в организациях, занимающихся научно-технической деятельностью. Аргументация выглядит довольно убедительно: в такого рода организациях работают высококвалифицированные сотрудники, которые превыше всего ценят свободу действий, способны брать на себя ответственность, а главной их мотивацией является удовлетворение от работы.

В то же время немецкие ученые, оценив эффективность руководителей различных компаний по четырем показателям (производительность труда, психологический климат, текучесть кадров, прибыль) пришли к выводу, что руководители-демократы работают намного эффективнее нежели руководители-автократы и руководители-либералы. Другими словами, в организациях, возглавляемых демократами, выше производительность труда, здоровее психологический климат, меньше текучесть кадров, выше прибыль.

Новые веяния

Если верить авторам заметки в Wall Street Journal от 23 февраля 2015 года, в США неуклонно растет число руководителей, считающих, что «жесткая тактика (в отношении сотрудников — от автора) в наши дни приносит больше вреда, чем пользы» и следует делать ставку на позитив. Проще говоря, осыпать сотрудников похвалами, призывать их праздновать маленькие победы, а оценку эффективности подчиненных строить на анализе их сильных сторон, не упоминая об имевших место неудачах и их причинах.

За неимением унифицированной методики, фирмы реализуют «позитивный» подход по своему усмотрению.

Некоторые компании специально для менеджеров разработали инструкцию по ведению беседы с подчиненным в позитивном ключе (см. табл. 1).

04_LVOVA_boss

Некоторые фирмы настоятельно рекомендуют менеджерам не зацикливаться на прошлых неудачах молодых сотрудников, а проводить с ними беседы об их карьерных перспективах, об их возможном будущем в фирме.

В некоторых организациях требуют от менеджеров, чтобы во время оценки эффективности они акцентировали внимание на сильных сторонах сотрудников и объясняли им, как можно использовать свои способности, чтобы лучше справляться с работой.

В некоторых фирмах менеджерам запрещают критиковать подчиненных, рекомендуя сделать так, чтобы сами сотрудники регулярно предлагали идеи по самосовершенствованию.

 В других компаниях менеджеры руководствуются методикой семейной психологии, согласно которой следует увеличивать соотношение позитивных и критических замечаний.

Некоторые фирмы делают упор на «хороших новостях». К примеру, во время очередного совещания шеф сообщает об успешной презентации, сделанной сотрудником N, и просит его подробно рассказать, что именно в презентации удалось, и каким образом можно будет использовать приобретенным опыт в будущем.

Судя по отзывам сотрудников нескольких компаний, установку на позитив они одобряют.

Однако, по мнению профессора Гарвардской школы бизнеса Шейлы Хин (Sheila Heen) в таком подходе есть свои недостатки. К примеру, «менеджеры могут использовать его как повод избежать разговора о неприятном. В результате проблемы будут накапливаться: ведь другие сотрудники все равно видят, когда кто-то не тянет».

autor  Ламара Львова, канд. биол. наук