X

Для доступу до архівного номеру журналу введіть, будь ласка, Вашу електронну адресу

Введіть ваш Email

X

Підписка на електронну версію журналу "Сучасна фармація"


Введіть ваше ім'я


Введіть ваше прізвище


Введіть вашу спеціальність


Введіть вашу спеціалізацію















Введіть ваш Email


Введіть ваш телефон

Телефон повинен містити код країни

наприклад: +380 99 999 9999


Введіть Область/місто/селище, де ви проживаєте


Введіть ваше місце роботи


Самомотивация или «Как заставить себя действовать»

Лучшая мотивация – это самомотивация Брайан Трейси

В одной из предыдущих статей речь шла о мотивации профессиональной деятельности. Сегодня же предлагаю уделить внимание одному из подвидов мотивации, а именно самомотивации, которая имеет влияние не только на успешное выполнение профессиональной деятельности, но и на все другие виды деятельности человека. Не думаю, что в одной статье можно рассказать обо всех способах развития самомотивации, поэтому сегодня мы поговорим о некоторых из них, которые Вы сможете воплотить в жизнь, не прикладывая больших усилий. Самомотивация – это психический процесс, который предполагает контроль над любой деятельностью или действиями, целью которого является развитие и самосовершенствование личности. С Вами наверняка случалось так, что Вы не можете себя заставить начать работать, или начав работу, у Вас пропадает к ней интерес и желание ее завершить. В этих случаях Вам поможет самомотивирование. Самомотивация – это способ, который поможет Вам справиться с различными проблемами. Процесс самомотивации строится на внутренних стимулах. Например, это могут быть амбиции, поощрения, осознание важности выполняемого дела (действия) или значимости происходящего процесса. Достаточно распространенным является мнение о том, что самомотивация зависит от степени развития силы воли, но двигателем мотивации является наличие актуальных целей. Итак, одним из важнейших способов самомотивирования является Ваша актуальная цель. При этом, цель должна быть именно Вашей! Вам не должны ее навязать, Вас не должны убедить в ее актуальности и важности! Выбор цели – это индивидуальный процесс, это Ваша внутренняя задумка! Только в этом случае у Вас будет желание и стимул достигать эту цель. Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ (модель) будущего продукта деятельности. Иными словами, цель – это то, что нам необходимо, то, чего мы стремимся достичь. Цель организовывает, побуждает человека к деятельности и к определенной активности. Чем более дифференцирована конечная цель, чем больше выделено этапов и конкретных промежуточных целей (более мелкие цели, общая совокупность которых приведет к конечной цели), тем легче работать. Достижение определенной промежуточной цели, т. е. завершение определенного этапа деятельности, создает ситуацию успеха, дает эмоциональный заряд, побуждает к достижению конечной цели и, таким образом, усиливает мотивацию. Мотивация развивается в три этапа:
  • этап первый – ситуативный. На этом этапе мотивация способствует удовлетворению потребностей человека (социальных, личностных и т. д.);
  • второй этап – ситуативно-ценностный, когда цель осуществляется независимо от потребностей, а зависит от желания человека;
  • третий этап – субъектно-ценностный. Это высший этап мотивации, когда человек может достигать цели независимо от ситуации, окружающей его.
  Еще один очень простой, но весьма действенный способ самомотивации – планирование. Каждый день миллионы людей строят планы на будущее и ставят перед собой цели. Это могут быть курсы английского, посещение тренажерного зала, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек, чтение книг и т. д. Можно весь день откладывать какие-то дела, пока не наступит момент, когда со спокойной душой можно будет сказать себе, что я сегодня слишком устал или был слишком занят и … что я это обязательно сделаю… но завтра. При этом они искренне верят в это и говорят себе: «Начну с завтрашнего дня» или «Сделаю это завтра». Но «завтра» понятие растяжимое, «завтра» – слишком неопределенно, ведь каждое утро мы просыпаемся, и это оказывается уже «сегодня». А вот что действительно хорошо работает, так это четкий и конкретный план. Прямо сейчас подумайте о том, чтобы Вы хотели сделать, но до сих пор откладывали. Подумали? А теперь составьте четкий, конкретный план. Когда именно вы будете это делать? Где Вы будете это делать? Как Вы будете это делать? Определите время выполнения и время, которое будет затрачено для реализации Ваших действий. Представьте осуществление этого плана во всех возможных деталях. Еще одним из эффективных способов самомотивации можно назвать ежедневное чувство удовлетворения от совершенных за день дел. То есть Вы записываете, что Вам нужно сделать, чтобы достичь цели, в течение дня реализуете свои планы, а вечером подводите итоги. Когда доведено до конца хотя бы одно дело, Вы чувствуете удовлетворение, Вы понимаете, что приблизились к своей цели еще на один шаг и осознание этого дает Вам силы действовать дальше. И так происходит каждый день. Визуализация – еще один из приемов самомотивирования. Визуализация – это создание в воображении образов желаемой действительности. Чтобы понять, как работает визуализация, нам необходимо знать о сознательной и подсознательной функции разума. Мы думаем с помощью нашего сознания (рационального разума). Когда наши мысли повторяются, они «просачиваются» в наше подсознание (творческий разум). Подсознание начинает принимать эту мысль за истину и привлекать ее содержание в жизнь. Оно создает обстоятельства, при которых наши повторяющиеся мысли начинают проявляться в реальности. Поэтому, регулярно представляйте то, чего желаете добиться. Можно воображать, что Вы сидите на берегу безлюдного острова или в дорогой машине, занимаете руководящую должность или руководите собственной фирмой и т. д. и т.п. Попробуйте создать осязаемую модель Вашего желания или цели – перенесите ее на бумагу, чтобы каждый день видеть перед глазами задачу. Цель можно оформить в виде коллажа. Как его сделать? Берете ватман и любые журналы, плакаты, газеты, а затем вырезаете из них картинки, которые лучше всего характеризуют Вашу цель. Немного работы, и коллаж готов! Методов и приемов самомотивации существует очень много и все они не сводятся лишь к постановке целей и работы с этим. Сюда также включается довольно серьезная работа с обширным спектром внутренних самоощущений. Это проработка негативных установок и страхов, предубеждений, мешающих взяться за выполнение задуманного; повышение уверенности в себе и собственной самооценки и т.д. Но Вы должны помнить о том, что никакие методы приемы самомотивации Вам не помогут, если Вы сами не приложите максимум усилий. Если учесть, что самомотивация зависит от человека, то значит, он может на нее влиять. Итак, всегда, когда Вы будете идти к своей мечте и цели, на пути будут встречаться проблемы и ошибки. Самомотивация позволяет не обращать на это внимание и идти вперед, несмотря ни на что. В первую очередь самомотивация – это большой сгусток энергии и страсти достичь того, чего Вы хотите. Вот почему одни достигают желаемого результата, а другие нет. Проблем для таких людей не существует, а только благоприятные возможности, чтобы идти к цели еще быстрее и с большей страстью.

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом. Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами теста «Мотивация к избеганию неудач». Инструкция
  1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
  2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.
  3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
  4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
  5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
  6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
  7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
  8. Я более доброжелателен, чем другие.
  9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
  10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
  11. Усердие – это не основная моя черта.
  12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
  13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
  14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
  15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
  16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
  17. У меня легко вызвать честолюбие.
  18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
  19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
  20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
  21. Нужно полагаться только на самого себя.
  22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
  23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
  24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
  25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
  26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
  27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
  28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
  29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
  30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
  31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
  32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
  33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
  34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
  35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
  36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
  37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
  38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
  39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
  40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
  41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
  Ключ По 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39. Ответы на вопросы 1, 11, 12,19, 28, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Далее подсчитывается сумма набранных баллов. Анализ результата От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации. Свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху. Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на него: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.  

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс)

Личностный опросник. Степень выраженности мотивации к избеганию неудач оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом. Результат теста «Мотивация к избеганию неудач» следует анализировать вместе с результатами такого теста как «Мотивация к успеху». Инструкция Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и подчеркните его (Табл. 1).

Таблица 1

Бланк методики

Ключ 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2. Порядок подсчета Испытуемый получает по 1 баллу за следующие совпадения по выборам, приведенным в ключе. Первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором находится нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово в первой строке, во втором столбце – «бдительный», если это слово выбрано испытуемым, то оно получает 1 балл (другие варианты ответов испытуемого баллов не получают). Результат Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите. Анализ результата Исследования показали, что у людей с высоким уровнем мотивации к защите, избеганию неудач наблюдается страх перед несчастными случаями, они чаще попадают в разные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Люди, которые боятся неудач, предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Исследования показали, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов: степени предполагаемого риска; преобладающей мотивации; опыта неудач на работе. Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое – когда без риска удается получить желаемый результат; второе – когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.   В. С. Шаповалова, к. псих. н, практический психолог ІІ категории НФаУ, преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПКСФ НФаУ