Самомотивация или «Как заставить себя действовать»
Лучшая мотивация – это самомотивация Брайан Трейси
В одной из предыдущих статей речь шла о мотивации профессиональной деятельности. Сегодня же предлагаю уделить внимание одному из подвидов мотивации, а именно самомотивации, которая имеет влияние не только на успешное выполнение профессиональной деятельности, но и на все другие виды деятельности человека. Не думаю, что в одной статье можно рассказать обо всех способах развития самомотивации, поэтому сегодня мы поговорим о некоторых из них, которые Вы сможете воплотить в жизнь, не прикладывая больших усилий. Самомотивация – это психический процесс, который предполагает контроль над любой деятельностью или действиями, целью которого является развитие и самосовершенствование личности. С Вами наверняка случалось так, что Вы не можете себя заставить начать работать, или начав работу, у Вас пропадает к ней интерес и желание ее завершить. В этих случаях Вам поможет самомотивирование. Самомотивация – это способ, который поможет Вам справиться с различными проблемами. Процесс самомотивации строится на внутренних стимулах. Например, это могут быть амбиции, поощрения, осознание важности выполняемого дела (действия) или значимости происходящего процесса. Достаточно распространенным является мнение о том, что самомотивация зависит от степени развития силы воли, но двигателем мотивации является наличие актуальных целей. Итак, одним из важнейших способов самомотивирования является Ваша актуальная цель. При этом, цель должна быть именно Вашей! Вам не должны ее навязать, Вас не должны убедить в ее актуальности и важности! Выбор цели – это индивидуальный процесс, это Ваша внутренняя задумка! Только в этом случае у Вас будет желание и стимул достигать эту цель. Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ (модель) будущего продукта деятельности. Иными словами, цель – это то, что нам необходимо, то, чего мы стремимся достичь. Цель организовывает, побуждает человека к деятельности и к определенной активности. Чем более дифференцирована конечная цель, чем больше выделено этапов и конкретных промежуточных целей (более мелкие цели, общая совокупность которых приведет к конечной цели), тем легче работать. Достижение определенной промежуточной цели, т. е. завершение определенного этапа деятельности, создает ситуацию успеха, дает эмоциональный заряд, побуждает к достижению конечной цели и, таким образом, усиливает мотивацию. Мотивация развивается в три этапа:- этап первый – ситуативный. На этом этапе мотивация способствует удовлетворению потребностей человека (социальных, личностных и т. д.);
- второй этап – ситуативно-ценностный, когда цель осуществляется независимо от потребностей, а зависит от желания человека;
- третий этап – субъектно-ценностный. Это высший этап мотивации, когда человек может достигать цели независимо от ситуации, окружающей его.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом. Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами теста «Мотивация к избеганию неудач». Инструкция- Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
- Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.
- Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
- Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
- Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
- В некоторые дни мои успехи ниже средних.
- По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
- Я более доброжелателен, чем другие.
- Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
- В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
- Усердие – это не основная моя черта.
- Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
- Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
- Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
- Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
- Препятствия делают мои решения более твердыми.
- У меня легко вызвать честолюбие.
- Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
- При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
- Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
- Нужно полагаться только на самого себя.
- В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
- Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
- Я менее честолюбив, чем многие другие.
- В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
- Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
- Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
- Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
- Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
- Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
- Мои друзья иногда считают меня ленивым.
- Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
- Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
- Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
- Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
- Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
- Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
- Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
- Я завидую людям, которые не загружены работой.
- Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
- Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс)
Личностный опросник. Степень выраженности мотивации к избеганию неудач оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом. Результат теста «Мотивация к избеганию неудач» следует анализировать вместе с результатами такого теста как «Мотивация к успеху». Инструкция Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и подчеркните его (Табл. 1).Таблица 1
Бланк методики
Ключ 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2. Порядок подсчета Испытуемый получает по 1 баллу за следующие совпадения по выборам, приведенным в ключе. Первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором находится нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово в первой строке, во втором столбце – «бдительный», если это слово выбрано испытуемым, то оно получает 1 балл (другие варианты ответов испытуемого баллов не получают). Результат Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите. Анализ результата Исследования показали, что у людей с высоким уровнем мотивации к защите, избеганию неудач наблюдается страх перед несчастными случаями, они чаще попадают в разные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Люди, которые боятся неудач, предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Исследования показали, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов: степени предполагаемого риска; преобладающей мотивации; опыта неудач на работе. Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое – когда без риска удается получить желаемый результат; второе – когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач. В. С. Шаповалова, к. псих. н, практический психолог ІІ категории НФаУ, преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПКСФ НФаУ