Рекомендации относительно урегулирования продвижения лекарственных средств
Согласно сообщению пресс-службы Антимонопольного комитета Украины (далее – «АМКУ»), 13 сентября 2018 АМКУ дал Министерству здравоохранения Украины обязательные для рассмотрения рекомендации с целью осуществления мероприятий, направленных на развитие конкуренции, предотвращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции и условий, им способствующих, а именно:
- разработать и принять нормативно-правовой/ые акт/акты, которым/которыми будут установлены четкие, прозрачные, недискриминационные правила промоции лекарственных средств для всех участников фармацевтических рынков для:
- предотвращение искажения конкуренции на рынках лекарственных средств в результате использования маркетинговых инструментов при реализации (оптовой и розничной) лекарственных средств;
- обеспечение конечных потребителей возможностью объективного и беспристрастного, самостоятельного выбора в аптечных заведениях необходимых им лекарственных средств;
- предотвращение преимущественной реализации (оптовой и розничной) лекарственных средств по повышенной стоимости за счет применения маркетинговых инструментов.
Указанные Рекомендации являются обязательными для рассмотрения в течение 90-дней с даты их принятия.
Согласно сообщению АМКУ, на сегодня реализация лекарственных средств с применением маркетинговых услуг для всех участников цепи сбыта (производителей, дистрибьюторов и аптек / аптечных сетей) является постоянной распространенной практикой.
В сообщении также отмечается, что на фармацевтическом рынке сложилась ситуация, когда все участники цепи продвижения лекарственных средств могут быть заинтересованы ориентироваться на приобретение и реализацию конечным потребителем лекарственных средств тех производителей, при выполнении условий договоров о предоставлении маркетинговых услуг (или дополнительных соглашений к договорам поставки) они получат большие материальные вознаграждения.
По мнению АМКУ, вопрос создания прозрачной среды в сфере продвижения лекарственных средств требует внимания и консолидации усилий компетентных органов власти и фармацевтического сообщества.
На наш взгляд, данные рекомендации АМКУ могут запустить механизм разработки правил продвижения лекарственных средств в цепи продаж (от производителей к дистрибьюторам и в аптеки). Актуальность данного вопроса сложно переоценить, в частности, оно касается таких достаточно наболевших аспектов, как скидки и мотивационные выплаты в адрес дистрибьюторов и аптек. Попытки бизнеса приблизиться к урегулированию этих аспектов пока не дали ощутимых результатов.
Учитывая результативность аналогичного организационного подхода по урегулированию вопроса о мультилотовости на локальных публичных закупках, есть основания ожидать, что вопросы продвижения лекарственных средств в цепи сбыта также сдвинется с мертвой точки.
По материалам www.legalalliance.com.ua