X

Для доступу до архівного номеру журналу введіть, будь ласка, Вашу електронну адресу

Введіть ваш Email

X

Підписка на електронну версію журналу "Сучасна фармація"


Введіть ваше ім'я


Введіть ваше прізвище


Введіть вашу спеціальність


Введіть вашу спеціалізацію















Введіть ваш Email


Введіть ваш телефон

Телефон повинен містити код країни

наприклад: +380 99 999 9999


Введіть Область/місто/селище, де ви проживаєте


Введіть ваше місце роботи


Мотивация профессиональной деятельности сотрудников аптеки: психологический аспект

Несколькими годами ранее вопрос о мотивации персонала не стоял

так остро как сегодня. В связи с ростом цен и ухудшением условий жизни перед руководителями аптек встает вопрос о стимулировании своих сотрудников для улучшения производительности труда и достижения целей компании. Вопрос построения эффективной и правильной мотивации персонала — один из самых сложных и креативных процессов для руководителей.

К большому сожалению, нет едино принятой процедуры мотивации, которая одинаково эффективно влияла бы на разных сотрудников. Это зависит от индивидуально-психологических особенностей каждого человека, от способностей и интеллектуального развития, от внутренней потребности в достижениях, от возраста, целенаправленности человека и др. Поэтому, при разработке схемы мотивации сотрудников аптеки руководителю необходимо учитывать все эти важные составляющие процесса управления персоналом.

Psihology_16-10_1

В психологии мотив — это то, что побуждает нас к действиям, то, что активизирует, поддерживает и направляет поведение. То есть, мотивируя сотрудников аптек правильно, руководитель может повышать их работоспособность, а это значит, что появляется возможность влиять на результаты труда.

Но, так или иначе в любом коллективе наблюдаются разные типы сотрудников. Это можно объяснить, обратившись к так называемой теории Х и У (автор Д. Макгрегор). Согласно этой теории, сотрудники делятся на два типа: Х и У. Отличительные признаки сотрудников типа Х: они не мотивированы к работе, они не любят работать и пытаются избежать ее всеми возможными способами. Эти сотрудники могут быть мотивированы только деньгами и состоянием безопасности. Сотрудники типа У, наоборот, заинтересованы своей работой, они любят работать и получают удовольствие от ее выполнения. В процессе работы они творчески подходят к выполнению дела. Указанные типы Х и У не являются врожденными состояниями человека, они приобретенные в процессе воспитания и развития личности. Люди могут переходить из типа Х в тип У. Мотивация персонала, согласно этой теории, должна строиться на основе оценки типов сотрудников и применения к ним соответствующих мер стимулирования.

Мотивацию к профессиональной деятельности человека можно рас-сматривать с двух позиций: с позиции руководителя и с позиции самого фармацевта, т.е. самомотивация.

Руководство аптеки может предпринимать самые разнообразные методы мотивации: высокая заработная плата, система бонусов, стаж работы в компании, проведение тренингов, корпоративная культура, хороший психологический климат, корпоративы и т.д.

Система бонусов, поощрения или премирование, скидки на товары компании, денежные выплаты. Другими словами — это материальная мотивация. Тем более, если учесть то, что сегодня украинцы при выборе работодателя на первое место ставят заработную плату. Поэтому, этот метод наиболее распространенный метод мотивации. Каждый руководитель решает сам за какие достижения или выполненные условия начислять бонусы или премию. Главное, чтобы это было открыто и обоснованно. Это даст дополнительную мотивацию тем сотрудникам аптеки, которые в этот раз не получили такое вознаграждение.

Также нужно учесть возможность карьерного роста так, как без будущей перспективы повышения человек не будет прикладывать свои усилия. Эффективно было бы организовать иерархию в коллективе (можно искусственно). Это создаст условия небольшой конкуренции и персонал почувствует внутреннее побуждение для достижения более высоких результатов работы, чем у коллег. В таком случае срабатывает принцип «Не хочу быть хуже, чем другие» или «Я могу лучше».

На повышение мотивации может повлиять проведение тренингов. На сегодняшний день проведение тренингов становится все более актуально. Тренинги могут быть посвящены разным аспектам профессиональной и непрофессиональной деятельности: это и обогащение новыми знаниями и умениями, повышение профессиональной компетентности, приобретение навыков стрессостойкости или конфликтологической компетентности, управление своим эмоциональным состоянием, развитие коммуникабельности, личностного роста и многое другое. На тренингах специалисты помогают раскрыть внутренний потенциал человека, что положительно влияет на производительность труда и достижение успеха.

Одним из вариантов нематериальной мотивации может служить корпоративная культура. Для формирования «командного духа» очень эффективны орга-низованные походы в кино, в те-атры, на природу или выезд на экскурсии. Сюда можно отнести и празднование дней рождений, нового года, 8 марта, дня фармацевтического работника и т.д. Совместное проведение досуга очень сплачивает, появляются но-вые взаимные интересы, темы для разговоров, люди узнают не только профессиональную сторону коллектива, но и его индивидуально-внутреннюю сторону. Все это обеспечивает комфортный психологический климат в коллективе.

Хороший психологический климат и коллектив. Сложно не согласиться с выражением «Работа — второй дом». На работе человек проводит большую часть своей жизни. Поэтому, вопрос о хорошем коллективе и психологическом климате в нем — естественен. Кому захочется находится в напряжении, в ссорах и сплетнях весь рабочий день? Думаю, никому. Этому вопросу нужно уделять большое внимание, особенно при появлении нового сотрудника. Если «новый» фармацевт не сможет влиться в коллектив, он обязательно сменит место работы.

Коллективу необходима помощь в решении некоторых вопросов и ситуаций. Поэтому, руководителю при необходимости следует привлечь специалистов для диагностики особенностей психологического климата в его коллективе и принятия соответствующих мер.

Как вариант нематериальной мотивации, можно проводить раз-нообразные конкурсы: «Мистер или мисс вежливость», «Лучший первостольник месяца» и т.д. Но нужно учитывать возможность возникновения конфликтов. Такой способ действенен, но нужно «просчитать» всевозможные варианты развития взаимоотношений в коллективе и разработать план действий. В случае, если производительность труда возросла, но и вместе с этим возникли конфликты — руководитель может обратиться к пункту «проведение тренингов», например, командообразования, и таким способом исправить ситуацию.

Признание. Внутри каждого из нас, живет ребенок, который ждет, что его похвалят за достигнутый успех. Вспомним себя в детстве: за любое достижение, за хорошую оценку, за выполненную домашнюю работу нас хвалили родители. И мы с азартом начинали новое дело потому, что знали, что похвала придет вновь. Так же и на рабочем месте. Поощряйте результативных и перспективных сотрудников, поощряйте идеи и активность. Это может быть не только материальное вознаграждение. Это может быть слово, символический подарок или какой-то сюрприз, слова благодарности на «летучке» или просто внеплановый неофициальный разговор. Внимание и забота всегда положительно влияют на взаимоотношения между руководителем и подчиненным.

Перечисленные варианты — это самая малость из всевозможных методов, которые могут предпринять руководители аптек для повышения мотивации их сотрудников. Главными принципами внедрения системы мотивации являются: а) принцип индивидуального подхода; б) принцип открытости; в) реагирование и обратная связь; г) не только слушать, но и слышать сотрудников.

Но существует ситуация, когда у фармацевта отсутствует собственная внутренняя мотивация. Что же делать в таком случае? Выход один — заняться самомотивацией. Самомотивация — это то, что мы делаем, чтобы у нас всегда была энергия и было желание делать то, что мы выбрали делать. Дело в том, что если у человека нет внутренней потребности в чем-то, то никакие попытки руководства, материальные или нематериальные, не помогут замотивировать его. Поэтому, меняйте свое отношение к своей профессии, меняйте свои мысли и цели, мысленно выстраивайте свою карьерную лестницу, включите позитивное мышление и все у вас получится!

Результатом хорошей мотивации будет улучшение производительности труда сотрудников аптеки, достижение целей организации, комфортные взаимоотношения в коллективе, желание работать и добиваться достижений в одной организации, хорошее настроение сотрудников и доброжелательное отношение к посетителям аптеки.

  Shapovalova autor  В. С. Шаповалова, к. псих. н, практический психолог ІІ категории НФаУ, преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПКСФ НФа