Мировой фармацевтический рынок в 2016 году: «в бурных водах»
Основные тенденции развития мирового фармацевтического рынка и итоги 2016 года
По оценкам международной аналитической компании «Evaluate Pharma» в 2016 году объем мирового фармацевтического рынка достиг 1 158 млрд долларов США, что на 6,3 % больше, чем в 2015 году (рисунок 1).
Несмотря на определенный скептицизм по поводу прихода к власти нового президента Дональда Трампа и его обещаний значительно повлиять на реструктуризацию американской системы здравоохранения и существенно сдерживать рост цен на лекарства, фармацевтический рынок США остался самым крупным фармацевтическим рынком мира. В 2016 году его объем увеличился на 5 % и достиг уровня 434 млрд долларов США. Наряду с вышеназванными факторами такие явления как патентный обвал, сдерживание темпа роста продаж препаратов для лечения гепатита С и ускоренное появление биологических генериков (биосимиляры) замедляет в будущем темпы роста рынка до 4 % и приведет к значительной экономии затрат системы здравоохранения США.
Китайский фармацевтический рынок продолжил свой двухзначный динамичный темп роста и в 2016 году и достиг 156 млрд долларов США. Таким образом, Китай отстаивал второе место в рейтинге стран. Китайское правительство поставило защиту окружающей среды и здоровья населения в центр своего стратегического развития. С одной стороны, с этим связано чрезмерное увеличение клиентов с медицинским страхованием, а с другой стороны, приведет к росту затрат на нужды здравоохранения и в частности лекарственного обеспечения. По оценкам экспертов, в 2020 году объем расходов системы здравоохранения Китая может вырасти до 900 млрд долларов США. К этому времени Китай вытеснит США, по мнению рыночных экспертов, с первого места в мировом рейтинге.
Японский фармацевтический рынок твердо занимает третью позицию в мировом рейтинге. В 2016 году выросли затраты на рецептурные препараты и рынок достиг уровня 119 млрд долларов. Ввиду растущей доли пожилого населения и значительного дефицита государственного бюджета японское правительство берет курс на уменьшение затрат системы здравоохранения. Одним из главных направлений при этом является повышение доли генерических препаратов от 60 % до 80 % в 2020 году. Таким образом, Япония хочет сэкономить сумму в 9,7 млрд долларов США по затратам на рецептурные препараты.
Рынок генерических препаратов вырос тогда бы до 7,45 млрд долларов США.
Международные фармацевтические компании уже отреагировали на данное развитие. Японская Takeda создала с международным лидером по производству генериков израильской компанией Teva совместное предприятие Teva Takeda Yakuhin Ltd. для продажи генерических препаратов исключительно на японском рынке.
Еще одно направление — это повышение рыночной доли безрецептурных препаратов от 10 % до 20 % на уровень, который занимает данная группа препаратов в других развитых странах.
Еще одна интересная группа стран, которую стоит выделить — это группа «Pharmerging’markets». Аналитическая компания IMS Health выдвинула в эту группу 21 страну и разделила их по критериям ВВП на душу населения, потреблению лекарств на душу населения и размеру фармацевтического рынка на три подгруппы. В первую группу входит только Китай. Во вторую подгруппу такие страны как Бразилия, Индия, Россия, и в самую большую подгруппу — Польша, Аргентина, Турция, Мексика, Венесуэла, Румыния, Саудовская Аравия, Колумбия, где потребление лекарств на душу населения составляет свыше 85 долларов США.
Во Вьетнаме, ЮАР, Алжире, Индонезии, Египте, Пакистане, Нигерии и Украине потребление лекарств на душу населения составляет меньше 85 долларов США.
И в 2016 году данная группа демонстрирует самые высокие темпы роста. Однако, если рост данной группы составил в 2012–2014 гг. 6–7 %, то в дальнейшем рост замедлился из-за напряженного макроэкономического развития и глобальной рецессии. «Pharmerging Markets» продолжают расти по среднегодовым темпам от 4 до 6 %. В 2016 году фармацевтический рынок этой группы стран достиг уровня 362 млрд долларов США, что составляет 31,3 % мирового фармацевтического рынка. В отличие от развитых стран, в странах «Pharmerging Markets» динамику роста определяют брендированные и небрендированные генерики.
В развитых странах рост происходит в значительной мере за счет инновационных нововведений.
Учитывая прогнозы аналитиков, согласно которым ежегодный прирост в дальнейшем будет составлять не менее 4–7 %, можно ожидать, что в 2022 году мировой фармацевтический рынок достигнет уровня 1,5 триллионов долларов США.
Интересно проанализировать, за счет каких именно групп препаратов произойдет прогнозированный рост рынка (Табл. 1).
![](http://modern-pharmacy.com.ua/wp-content/uploads/2017/09/Ster.jpg)
Уве Штьор, региональный директор по Северной и Восточной Европе фармацевтической компании «Klosterfrau Healthcare Group» (Германия)
Продолжение статьи читайте в следующем номере журнала «Современная фармация».
![](http://modern-pharmacy.com.ua/wp-content/uploads/2017/09/World-Pharma2017_1-1.jpg)
![](http://modern-pharmacy.com.ua/wp-content/uploads/2017/09/Ster.jpg)
![](http://modern-pharmacy.com.ua/wp-content/uploads/2013/06/autor.gif)