Миграция в «облака»: модный тренд или новые возможности?

На Западе массовое применение облачных технологий в бизнесе стартовало более десяти лет назад.

В Украине о них заговорили гораздо позже. Но всего за несколько лет в «облака» (так неформально называют облачные технологии) мигрировала каждая вторая украинская компания.Почему? Не вдаваясь в детали, можно ответить кратко: потому что это выгодно.

Вначале была идея

Для многих людей словосочетание «облачные технологии »звучит загадочно. И далеко не все владельцы персональных компьютеров и смартфонов знают, что связываясь с приятелями по Скайпу или отправляя письмо по электронной почте они используют облачные технологии, то есть технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются Интернет-пользователю как онлайн-сервис.

Появилась такая возможность относительно недавно. Но еще в 1970 году доктор  Дж. К. Р. Ликлайдер (J.C.R. Licklider), опираясь на опыт работы созданной под его руководством небольшой компьютерной сети, способной осуществлять групповые вычисления, пришел к мысли, что в будущем каждый человек будет подключен к сети, из которой он будет получать не только данные, но и компьютерные программы. Примерно тогда же  математик Джон Маккарти (JohnMcCarthy) предположил, что со временем вычислительные мощности будут предоставляться  пользователям сети подобно коммунальным услугам.

Прогнозы ученых сбылись во многом благодаря развитию глобальной сети Интернет 1990-х годах, в частности, расширению географии охвата и увеличению пропускной способности.

В 1999 году компания  Salesforce предоставила пользователям Интернет доступ к своему приложению через сайт. По сути, Salesforce действовала по принципу программное обеспечение как услуга (SaaS англ. Software-as-a-Service).

В 2002 голу компания Amazon разработала облачный веб-сервис, который позволял хранить информацию и производить вычисления.

Четыре года спустя, в 2006 году компания Amazon представила своим клиентам разветвленную систему веб-сервисов, которая давала возможность пользователям получать в распоряжение не только хостинг (то есть ресурсы на сервере Amazon) для хранения данных, но и вычислительные мощности серверов, принадлежащих Amazon.

Примеру компании Amazon последовала компания Google: в 2006 году запустила  SaaS-сервисы под названием «GoogleApps», а несколько позже и модели предоставления платформы как сервиса (PaaS англ. Platform-as-a-Service) под названием «GoogleAppEngine».

Надо сказать, что многие IT-специалисты восприняли инновацию «в штыки». Тем не менее именно в 2006 году началась массовая миграция в «облака».И уже через пять лет, в 2011 году, согласно исследованию независимой британской консалтинговой компании DynamicMarkets, около 60 % европейских компаний полностью или частично работали в «облаках». Причем при частичной миграции первое, от чего освободили себя IT-департаменты, это  системы хранения данных (56 %), а из приложений – почтовые и офисные программы (61 % и 45 % соответственно)

На сегодняшний день в зависимости от модели обслуживания принято выделять три основные типа облачных технологий:

  • PaaS (платформа как услуга);
  • IaaS (аренда виртуальных серверов);
  • SaaS (аренда программного обеспечения по подписке).

Обслуживание по модели PaaSхарактеризуется тем, что провайдер предоставляет клиенту «облако» и базовое программное обеспечение и при этом клиент имеет возможность создавать собственные продукты и управлять ими. 

Особенность аренды виртуальных серверов (IaaS, англ. Infrastructure-as-a-Service) состоит в том, что клиент сам управляет арендованным «облаком», загружая и настраивая свои программы и приложения. Тогда как провайдер отвечает исключительно за бесперебойную работу серверного оборудования. По такой схеме, к примеру, работают,1С и CRM-системы.

Обслуживая клиента по модели SaaS, провайдер передает ему в аренду полностью готовое к использованию программное обеспечение, но ответственность за его наполнение и поддержку провайдер берет на себя..

Стоит отметить, что малые и средние украинские предприятия отдают  предпочтение двум моделям обслуживания – IaaS и SaaS.

Так, по данным аналитической компании Pro-Consulting, в 2017 году на долю IaaS пришлось 59% рынка облачных сервисов,  используемых в малом и среднем бизнесе, на долю SaaS -32%, а на долю PaaS -всего 2%. Еще 7% рынка занимали другие услуги.

Вместе с тем самой удобной облачной технологией эксперты считают SaaS. Правда, обходится она недешево, дороже других технологий. К примеру, единоразовая покупка пакета Microsoft Office365, обеспечивающего, в частности, возможность работы с офисными приложениями, такими как Word, Excel, PowerPoint,  для одного пользователя обходится компании примерно в 6 тыс. грн, а использование этого же программного обеспечения по подписке - от $5 до $13 в месяц и при этом клиенту обеспечивается доступ к постоянно обновляемым сервисам.

Распространенное мнение о том, что, во-первых, при использовании SaaS сложно осуществлять персональную настройку программных комплексов, а во-вторых, что небезопасно хранить и передавать данные посредством SaaS, эксперты называют мифами. Но тем не менее отмечают, что здесь многое зависит от провайдера облачных услуг и потребностей бизнеса.  

 

Неоспоримые достоинства 

«Облака» бывают публичные. Они предоставляются разным пользователям. И бывают частные предназначенные для одного-единственного клиента.

По мнению экспертов, частные «облака»  прерогатива больших  корпораций, нуждающихся в индивидуальных решениях. Тогда как малым и средним компаниям целесообразнее использовать публичные «облака», которые по параметрам безопасности не уступают частным, хоть и гораздо дешевле их.

Как показывает практика, миграция в «облако» финансово – выгодно компании, поскольку позволяет избежать затрат на:

  • приобретение собственного сервера;
  • создание помещения серверной с соответствующим оборудованием (системы охлаждения, источников бесперебойного питания и т.д.):
  • приобретения лицензионного программного обеспечения для функционирования сервера.

Это с одной стороны. С другой стороны, если у компании отпадает необходимость в покупке сервера и организации серверной, то и высокооплачиваемый обслуживающий персонал ей не нужен.

Мигрируя в «облако», компания арендует и соответственно оплачивает лишь  столько места на диске, сколько ей необходимо. По желанию компании провайдер может расширить или сократить дисковое пространство, уменьшив при этом и арендную плату.

К тому же облачный провайдер берет на себя  ответственность за «сломанный диск», сохранность данных и т.д, тем самым . избавляя компанию от расходов на ремонт и восстановление данных.

Немаловажно и то, что доступ к информации, размещенной на арендованном  сервере, клиент может получать в круглосуточном режиме с любого гаджета (планшета, мобильного телефона и т.п.).

Что касается безопасности, то защиту данных обеспечивает квалифицированный персонал центра обработки данных (ЦОД).

В сферу ответственности ЦОД входит защита от несанкционированного доступа, и защита данных при передаче и хранении, а также антивирусная защита, обеспечения целостности данных и шифрование.

Причем в каждом центре обработки данных существуют правила внутренней безопасности, согласно которым персонал, имеющий доступ к данным клиентов, не знает и не работает с клиентами, а сотрудники, работающие с клиентами не имеют доступа к данным.

Наряду с безопасностью и сохранностью данных большое значение бизнес придает .отказоустойчивости удаленного оборудования.

При подписании договора о предоставлении услуг между заказчиком и облачным провайдером, как правило, указывают уровень SLA (servicelegalagreement), который показывает в часах и минутах максимальное время простоя инфраструктуры и время, за которое данные передаются для доступа к облаку. Минимальный риск отказа оборудования особенно важен для компаний, для которых ограниченный доступ к данным, пусть даже на короткое время, может обернуться финансовыми и репутационными потерями.

 

Оптимальный вариант

Практически во всех компьютерных программах, используемых в аптечном бизнесе, классификация лекарств осуществляется в соответствии с одним и тем же принципом.Отсюда следует, что выбирая программу прежде всего необходимо учитывать удобство и эффективность ее применения. Но как показывает опыт, по прошествии нескольких лет даже самая удобная и эффективная программа нуждается в усовершенствовании, требующем времени (на доработку программы уходит как минимум несколько месяцев) и немалых средств.

Во избежание подобной ситуации эксперты рекомендуют воспользоваться облачной технологией под названием .SaaS

Здесь уместно добавить, что «облачный» провайдер предоставляет заказчику полностью готовую к использованию программу, «заточенную» под аптечный бизнес, но продолжает управлять ею (программой), обеспечивая заказчику доступ к функциям с мобильного телефона и веб-браузера  компьютера.

Мало того. Аренда программы обойдется заказчику намного дешевле,  чем приобретение программы с такими же возможностями. Да и средства на поддержание  и усовершенствование довольно сложной и многофункциональной программы клиент сэкономит, поскольку облачное решение предполагает использование уже созданной инфраструктуры и регулярное появление новых полезных опций.

Арендуемая программа, к примеру ABM Retail, позволяет:

  • значительно ускорить выбор  аналога лекарственного препарата, необходимого  посетителю аптеки;
  • анализировать и оптимизировать запасы, что способствует высвобождению замороженных средств;
  • бороться с дефектурой и обеспечивать бесперебойное поступление пользующихся спросом лекарственных средств.

Другими словами, использование облачной технологии не только облегчает работу провизора-первостольника, но  и позволяет коммерческому директору эффективно управлять ассортиментом аптеки и всей аптечной сети.

Кроме того, переход на «облако» значительно облегчает создание и контроль ценовых диапазонов для категорий, а также построение различные варианты отчетов по проверке и управлению ассортиментом.

На практике это выглядит примерно так.

Допустим, посетитель хочет приобрести какой-то определенный препарат. Но его в наличии нет.

Провизор предлагает заменить его и обращается к списку аналогов, классифицированных по действующему веществу.

Если в аптеке отсутствует и полный аналог по действующему веществу, провизор подбирает замену по симптомам, которые устраняет нужное посетителю средство. Причем цена этого средства должна быть для него (посетителя) приемлемой.

Таким образом благодаря SaaS провизор – первостольник имеет возможность отсортировать список альтернативных препаратов по цене, производителю или по действующему веществу.

Когда замена выбрана, покупателю имеет смысл предложить сопутствующие товары. К примеру, для сиропа от кашля таковыми могут служить травяной чай и комплекс витаминов, для антибиотика – пробиотик.

Но бывает, что замену подобрать не удается по причине ее отсутствия в аптеке. В этом случае провизор может (опять-таки благодаря SaaS) получить в online-режиме информацию о наличии требуемого посетителем препарата в других аптеках сети и что не менее важно, оформить заявку на его доставку в кратчайшие сроки.

Услуга по быстрой доставке товара, безусловно, улучшает репутацию как аптеки, так и аптечной сети в целом.

 

Вместо заключения

Мигрируя в «облака», украинские компании, как правило, пользуются услугами зарубежных провайдеров. Благо, выбор велик: по данным компании Pro-Consulting, на рынке облачных сервисов доли зарубежных и украинских  игроков составляют 62% и 38% соответственно.

Сложившееся соотношение объясняется защищенностью данных (данные в зашифрованном виде хранятся на серверах,расположенных в Евросоюзе), техническими возможностями, известностью бренда и ценовой доступностью для бизнеса предоставляемых зарубежными провайдерами услуг.

Однако, по мнению экспертов, принимая решение о миграции в «облако», руководство компании должно иметь в виду, что без профессиональных консультантов, имеющих опыт выполнения нескольких десятков подобных проектов, добиться успешного внедрения облачной технологии практически невозможно.

Применительно к описанному выше примеру при успешном внедрении арендованного программного обеспечения упрощается создание и наполнение многоуровневого справочника, существенно ускоряется подбор аналогов и повышается эффективность управления ассортиментом.

 

Ламара Львова Канд. биологических наук