X

Для доступу до архівного номеру журналу введіть, будь ласка, Вашу електронну адресу

Введіть ваш Email

X

Підписка на електронну версію журналу "Сучасна фармація"


Введіть ваше ім'я


Введіть ваше прізвище


Введіть вашу спеціальність


Введіть вашу спеціалізацію















Введіть ваш Email


Введіть ваш телефон

Телефон повинен містити код країни

наприклад: +380 99 999 9999


Введіть Область/місто/селище, де ви проживаєте


Введіть ваше місце роботи


Какие типы восприятия бывают и зачем об этом знать

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность.

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому-тонеобходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. В процессе познания и восприятия информации большое значение имеет канал, которым человек воспринимает информацию извне.

Если разобраться в том, как человек воспринимает информацию, то в этом вопросе можно найти много нюансов и особенностей. То, что эффективно при общении с одними людьми, может оказаться совершенно неэффективным при общении с другими. Кто-то понимает нас с полуслова, а к кому-то мы можем пытаться «достучаться» очень и очень долго и часто, но эти попытки так и остаются безуспешными.

Имея представление о своем типе восприятия и о типе восприятия собеседника, нам проще «работать» с информацией, передавать ее, легче запоминать и воспроизводить то, что мы пытались запомнить.

Люди могут воспринимать информацию разными способами: можно слышать, можно видеть, можно чувствовать. Эти способы восприятия в психологии называются модальностями или репрезентативными системами, или ведущим каналом (типом) восприятия.

Восприятие (перцепция, лат. perceptio) ‒ это позна-вательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Как известно, существует 4 канала восприятия (модальности): аудиальный, визуальный, кинестетический и дигитальный.

Визуальная модальность – то, что мы видим. Образы, картинки. Таких людей называют визуалами.

 Если у вас нет времени или возможности применить методику, которая представлена ниже, то Вы можете определить основной канал восприятия, спросив у собеседника о чем-либо. Например, «Вспомни свой последний отпуск и расскажи о нем».

При этом взгляд визуала будет направлен наверх (прямо, налево, направо), это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинок в уме.

Аудиальная модальность – то, что мы слышим. Звуки, голоса. Таких людей называют аудиалами.

Аудиал в процессе общения обращает максимум своего внимания на речь. Его интересуют слова, но главным образом он понимает вас через интонации. Его ухо улавливает малейшие изменения тона, высоты голоса. Чаще всего, рассказывая о чем-либо, они оперируют словами: «слышал», «говорили» и подобными.

Существует очень хитрая уловка «вывести на чистую воду» аудиала.
Спросите у него о чем-то, например, что он делал вчера вечером. Если ваш собеседник смотрит в сторону и влево – вспоминает правдивую информацию, если в сторону и вправо – придумывает, что бы вам соврать.

Кинестетическая модальность – то, что мы ощущаем. Таких людей называют кинестетиками. К кинестетике относят: тактильные ощущения, внутренние ощущения, запах, вкус, мета-ощущения (оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и т. п.).

Если вы спросите у визуала о чем-либо, например: «Какие планы на ближайшие выходные?», то взгляд кинестетика будет направлен вниз, что говорит о том, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям.

Существует еще один тип людей, который встречается довольно редко, поэтому не вписывается в общую теорию. Дискреты – люди с особенным типом мышления.

Дискреты мыслят с точки зрения полезности и функциональности. Они оценивают мир с точки зрения смысла. Фактически, три предыдущих типа людей получают опыт через слова, в случае дискрета – слова и являются опытом. Они воспринимают всю информацию буквально, не задумываясь о том, что за ней может стоять.

Стоит отметить, что человека, полностью принадлежащего к одному типу мышления, не существует. В каждом из нас есть частичка от каждого из них, но в то же время мы обладаем доминирующим типом восприятия. Именно по нему принято относить человека к одной из этих категорий.

Вашему вниманию предлагается тест, который поможет Вам верно определить даминирующий канал восприятия.

 

Тест аудиал, визуал, кинестетик 
(диагностика доминирующей перцептивной модальности
С. Ефремцева / методика на восприятие)

Инструкция к тесту. Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если Вы согласны с данным утверждением, и знак «–», если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

  1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
  2. Часто напеваю себе потихоньку.
  3. Не признаю моду, которая неудобна.
  4. Люблю ходить в сауну.
  5. В автомашине цвет для меня имеет значение.
  6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
  7. Меня развлекает подражание диалектам.
  8. Внешнему виду придаю серьезное значение.
  9. Мне нравится принимать массаж.
  10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
  11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
  12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.
  13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
  14. Люблю читать во время еды.
  15. Люблю поговорить по телефону.
  16. У меня есть склонность к полноте.
  17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
  18. После плохого дня мой организм в напряжении.
  19. Охотно и много фотографирую.
  20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
  21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
  22. Вечером люблю принять горячую ванну.
  23. Стараюсь записывать свои личные дела.
  24. Часто разговариваю с собой.
  25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
  26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
  27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
  28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
  29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
  30. Мне нелегко найти удобную обувь.
  31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
  32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.
  33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
  34. Люблю слушать, когда говорят.
  35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
  36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
  37. У меня неплохая стереоаппаратура.
  38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
  39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
  40. Не выношу беспорядок.
  41. Не люблю синтетических тканей.
  42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
  43. Часто хожу на концерты.
  44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
  45. Охотно посещаю галереи и выставки.
  46. Серьезная дискуссия – это интересно.
  47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
  48. В шуме не могу сосредоточиться.

 

Ключ к тесту

Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

 

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия):

  • 13 и более – высокий;
  • 8–12 – средний;
  • 7 и менее – низкий.

 

Интерпретация результатов

Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов «да» («+»). Это ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал

Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видел этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметил прекрасную особенность». Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

 

Кинестетик

Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал

«Не понимаю что мне говоришь», «это известие для меня…», «не выношу таких громких мелодий» – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами.

 

Дигитал

Он же дискрет – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы.

  Шаповалова В. С., к. псих. н., практический психолог
ІІ категории НФаУ, ст. преподаватель кафедры педагогики
и психологии НФаУ