X

Для доступу до архівного номеру журналу введіть, будь ласка, Вашу електронну адресу

Введіть ваш Email

X

Підписка на електронну версію журналу "Сучасна фармація"


Введіть ваше ім'я


Введіть ваше прізвище


Введіть вашу спеціальність


Введіть вашу спеціалізацію















Введіть ваш Email


Введіть ваш телефон

Телефон повинен містити код країни

наприклад: +380 99 999 9999


Введіть Область/місто/селище, де ви проживаєте


Введіть ваше місце роботи


Эмпатия и процесс коммуникации

Представьте себе недовольного посетителя, с которым приходится часто сталкиваться на работе или просто человека, с которым мы взаимодействуем в неофициальной обстановке. Он регулярно жалуется – на плохое качество работы, высокие цены на продукцию, невнимательное отношение персонала, на жизненные проблемы и прочее. Как с ним «договориться» и построить конструктивную коммуникацию? В этом нам может помочь эмпатия. Эмпатия помогает сделать общение (официальное и неофициальное) между людьми эффективным и помогает добиваться успеха в жизни. По сути, это весьма эффективный инструмент общения, который, как и любой инструмент, важно уметь правильно применять. Эмпатия – это сопереживание, способность чувствовать эмоции другого человека, как свои собственные. Эмпатия легко помогает общаться, находить общий язык с людьми, помогать морально и душевно, ведь эмпат, как никто другой знает, что с вами происходит. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания; когнитивную, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.); поведенческую, т. е. действие с эмпатией; предикативную, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Основные составляющие эмпатии – эмоциональная идентификация, личностная рефлексия, альтруистические формы поведения и общая положительная установка в общении с людьми. Эмпатия составляет ядро коммуникации, выступает ее системообразующим принципом. В общении способность к эмпатии способствует сбалансированности межличностных отношений, определяет социальную приемлемость поведения человека. Развитая эмпатия – один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют тонкого понимания партнера по общению, способности ощущать душевное состояние другого человека, умения ставить себя на его место в самых трудных ситуациях: в управлении, в торговле, в сфере обслуживания, в психологии, педагогике, медицине и т. д. Существует множество способов развития эмпатии, но тренировки должны носить системный, постоянный характер. Вот некоторые рекомендации. Правильное восприятие собственного «я» и своих чувств. Приучитесь распознавать и отличать их оттенки. Это будет первым шагом для адекватного видения эмоциональных переживаний других. Умение управлять собственными эмоциями, мыслями и поступками играет большую роль. Научитесь понимать и принимать чувства и мысли окружающих. Научитесь выделять интонацию, мимику, жесты. Это поможет определить эмоциональное состояние человека и то, что он чувствует. Когда это возможно (поездка, очередь), проведите время за разговором с незнакомым человеком. Будьте любопытными – это способствует развитию эмпатии, ведь мы ведем диалог с людьми, которые находятся вне нашего привычного социального круга и, с высокой долей вероятности, имеют другие взгляды и интересы. Резюмируя вышесказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что эмпатия означает способность человека представлять себя на месте другого человека, интуитивно понимать и принимать его идеи, действия, чувства, переживать сходные эмоциональные состояния, что помогает принимать правильную тактику поведения в процессе общения. Для диагностики способности к эмпатии может быть применен опросник А. Мехрабияна и Н. Эпштейна, состоящий из 33 предложений-утверждений.  

Опросник А. Мехрабияна и Н. Эпштейна

Прочитайте нижеприведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласия («+») или несогласие («—«) с каждым из них.
  1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
  2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
  3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
  4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
  5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
  6. Я считаю, что плакать от счастья – глупо.
  7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
  8. Иногда песни о любви вызывают у меня сильные чувства.
  9. Я очень волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
  10. На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
  11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
  12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
  13. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
  14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
  15. По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.
  16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.
  17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
  18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
  19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
  20. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
  21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
  22. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыха-ют и плачут.
  23. Чужой смех меня не заражает.
  24. Когда я принимаю решение, отношение к нему других людей, как правило, роли не играет.
  25. Я теряю душевное спокойствие, если люди чем-то угнетены.
  26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
  27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
  28. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
  29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
  30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.
  31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
  32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
  33. Маленькие дети плачут без причины.

Обработка результатов

Выразив согласие или несогласие с приведенными выше утверждениями-предложениями, сопоставьте свои ответы с «ключом» (Табл. 1) и подсчитайте количество совпадений.

Таблица 1

Ключ

  Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) проанализируйте, сравнив свой результат с показателями, представленными в таблице 2.

Таблица 2

Определение уровня эмпатических тенденций

Обратите внимание на то, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у представительниц женского пола. Вероятно, это связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. В целом же необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации.     Шаповалова В. С., к. псих. н., практический психолог ІІ категории НФаУ, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии НФаУ