X

Для доступу до архівного номеру журналу введіть, будь ласка, Вашу електронну адресу

Введіть ваш Email

X

Підписка на електронну версію журналу "Сучасна фармація"


Введіть ваше ім'я


Введіть ваше прізвище


Введіть вашу спеціальність


Введіть вашу спеціалізацію















Введіть ваш Email


Введіть ваш телефон

Телефон повинен містити код країни

наприклад: +380 99 999 9999


Введіть Область/місто/селище, де ви проживаєте


Введіть ваше місце роботи


Что стоит знать о профессиональном психофизиологическом профотборе?

Приказом Министерства здравоохранения Украины и Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 23 сентября 1994 г. № 263/121 был утверждён перечень работ, где необходим профессиональный отбор. Дополнительно содержались сведения о параметрах, которые должны быть проверены. Однако, помимо такого регламентированного отбора, существует ещё и психологическая проверка кандидатов. И цель её — найти людей, способных наиболее качественно исполнять свои должностные обязанности. Мы постарались разобраться во всех нюансах данной темы.

 

Какие профессии нуждаются в профессиональном отборе?


Если мы обратимся к правовому документу, то, прежде всего, отбор задумывался как помощник для отсеивания неподходящих кандидатур претендентов, желающих работать во вредных и опасных условиях. Наибольшая потребность регламентирования приёма возникла у военных летчиков и спасателей. Но в процессе получения первых наработок специальности начали обобщать. Например, стало понятно, что отбор необходим и для гражданской авиации; а затем исследования коснулись машинистов, включая тех, кто работал в шахтах и метрополитене. В итоге все специальности объединили в один пункт «управление подземным, наземным, водным и воздушным транспортом».
В окончательном издании добавились также работы, выполнение которых предусматривает ношение огнестрельного оружия, и аварийно-спасательные работы (включая тушение пожаров), работы, связанные с нервно-эмоциональным напряжением и т.д.

Означает ли это, что вполне «мирные» профессии менее нуждаются в компетентных специалистах? О. Куликова и Л. Лаврентьева поставили своей целью изучить организацию профотбора, обучения и мотивации фармацевтических работников и пришли к интересным выводам. Оказывается, что руководители и собственники недостаточно уделяют внимание как самому процессу отбора сотрудников для качественного обслуживания клиентов, так и не предлагают им никаких мотивационных стимулов для повышения своей квалификации. Премии являются редким явлением именно у работников аптек, тогда как те же продовольственные супермаркеты широко используют поощрительную практику.

 

Что может включать в себя профессиональный отбор?


Исследования могут касаться личных качеств человека, которые могут быть выявлены с помощью тестовых методик, а могут быть направлены на изучение его психофизиологических показателей.
В чём преимущество тестов? Самое главное — для их проведения не нужно приобретать специальное оборудование, а методики есть в свободном доступе. Но это является и основной проблемой. Часто кандидаты склонны выдавать результаты, которые хочет видеть работодатель, а не которые есть на самом деле. Для этого просто можно ознакомиться с выводами наиболее распространенных тестов и заучить наиболее выигрышные ответы.

Психофизиологические показатели подделать невозможно. Ведь это те самые функциональные данные, которые обусловлены нашим состоянием.

К ним относятся:

  • сенсомоторные реакции (простая и сложная);
  • внимание и скорость его переключение;
  • память (зрительная и слуховая);
  • эмоциональная устойчивость;
  • утомляемость.

Но для определённых категорий важны и свои, специфические дополнительные показатели. Например:

  • спасателям — ориентация в пространстве;
  • водителям и машинистам — устойчивость к монотонной работе;
  • диспетчерам — способность принимать решения и действовать в экстремальных условиях;
  • сталеварам — уравновешенность нервных процессов.

 

Но в данной статье мы сделаем акцент на основные параметры.


Оценка сенсомоторных реакций происходит с помощью измерения скорости между предъявлением сигнала и ответом на него. В самом простом варианте на экране монитора появляется сигнал, а проходящий обследование соискатель должен отреагировать на него (нажать кнопку, клавишу пробела, специальный пульт). Причем, как правило, на первом этапе оценивается простая скорость реакции. А на втором — реакция с выбором. Когда сигналы могут быть нескольких видов, а реагировать необходимо только на один, определенный. Например, появляются круги красного, зелёного и жёлтого цветов, а реагировать необходимо только на красный сигнал. Во втором случае важнейшим показателем будет не только реальная скорость ответа, но и допустимое количество ошибок.
Экспериментально доказано, что сенсомоторная деятельность тесно связана с физиологическим старением организма, а также его истощением. На ее показатели влияют некоторые хронические заболевания и усталость.

 

Стоит ли обратить внимание на данные показатели у работников аптек?


Надо отметить, что данные показатели вообще было бы хорошо проверять в случае работы в ночные смены, а также при работе в точках с большим количеством людей. Но проверка скорости реакции связана со специальной аппаратурой, поэтому позволить её сможет не каждый собственник бизнеса.
Внимание и скорость переключения внимания чаще всего исследуют с помощью знаменитых таблиц Шульте-Платонова. В них двузначные числа расположены в произвольном порядке.
Для оценки внимания важна скорость и правильность нахождения цифр по порядку в черных таблицах. Сначала от 1 до 49, а затем от 49 до 1.
Скорость переключения внимания предусматривает работу с красно-черными таблицами. На первом этапе испытуемый находит чёрные цифры по возрастанию. Затем, на следующей таблице, красные по убыванию. И наконец, на последней таблице, чёрные по убыванию, красные по возрастанию попеременно.


Таблицы Шульте — упражнение для развития периферического зрения (расширения угла зрения) и навыков быстрого поиска информации на странице. Таблица Шульте представляет собой матрицу, в которой будут случайным образом расставлены числа от 1 до 25. Задача — найти взглядом последовательно все числа от 1 до 25 за как можно меньшее время.



Помимо возможностей сосредоточиться и правильно концентрироваться на своей деятельности, такие исследования параллельно оценивают и другие параметры. Например, работать успешно с разной информацией, которая поступает в одно и то же время (работа одновременно с цифрами разных цветов, а во время управления транспортом — различная информация по маршруту, скорости и т.д.) А также диагностируют, насколько у человека хорошо работает периферийное зрение. Ведь успешное выполнение тестового задания возможно, только если человек способен быстро обрабатывать информацию не только в центральной части таблицы. В дальнейшем возможность быстро реагировать при поступлении информации от периферийного зрения позволяет справляться с трудностями спасателям, пожарным и многим другим работникам.
В повседневной жизни таблицы Платонова легко использовать, они находятся в свободном доступе в Интернете. Кроме них потребуется лишь секундомер. Для кого проведение методики было бы более целесообразным? Скорее для работников, собирающих крупные заказы (возможно, интернет-заказы). Ведь возврату медикаменты не подлежат и ошибка может спровоцировать неприятные разбирательства.

Для проверки зрительной и слуховой памяти используют как компьютеризированные, так и стандартные методики. Основная идея заключается в демонстрации нескольких символов (как правило, десяти двузначных чисел), которые необходимо запомнить, а затем воспроизвести в любом удобном порядке. То есть соискателю на должность показывают в первом случае или называют во втором случайные двузначные числа. И затем человек записывает или называет то, что он запомнил. Существуют также методики, в которых используются другие символы или слова. Но главная идея — проверка кратковременной памяти, чтобы оценить возможность человека работать с актуальными данными, не оценивая его основные знания. Ведь учёные считают, что некоторые черепно-мозговые травмы, органические поражения головного мозга, утомление, сильное нервное напряжение, злоупотребление алкоголем и химическими (наркотическими) веществами существенно сказывается на возможности быстро запоминать необходимый для работы объем актуальной информации (задание на смену, данные изменившейся обстановки).

Больше всего вопросов возникает с оцениванием эмоциональной устойчивости человека. В самом простом варианте оценивается работа соискателя до и после негативной установки. Например, после очередной методики по оценке сенсомоторной реакции исследователь говорит, что показатели испытуемого ниже нормы и предлагает переделать исследование. Считается, что после такого заявления мнительные и эмоционально неустойчивые люди будут хуже выполнять задание. Правда, такое оценивание дает объективные данные, если используется первый раз. Машинисты, которые проходят профессиональный отбор перед каждым прохождением медицинской комиссии, уже не реагируют на негативную установку. Хотя суть исследования сводится именно к тому, чтобы понять, насколько человек теряется и снижает свою работоспособность, если сталкивается с негативными ситуациями, оценками, действиями.
Кстати, такое базовое задание в последнее время стало популярно и в профессиях, которые предусматривают работу с проблемными клиентами. Сюда также можно отнести пожилых людей, людей с хроническими болезнями, родителей с часто болеющими детьми и женщин, находящихся в послеродовой депрессии, хотя работа медиков и фармацевтов пока не включена в перечень профессий для профотбора.
Для оценки утомляемости могут применяться отдельные методики, но чаще всего исследование предполагает повтор нескольких базовых методик. Например, после полного обследования соискателю ещё раз предлагают пройти сенсомоторную реакцию. Скорость прохождения второй методики должна быть лучше, чем скорость первого раза. Тогда можно говорить, что человек на данный момент готов длительно работать без утомления и сохранять свою максимальную работоспособность. Если же скорость прохождения повторной методики ниже, значит, резерв организма будущего работника в психофизиологическом плане низкий. Часто это можно наблюдать тогда, когда человек сильно устает в течение длительного периода. Люди, работающие вахтовым методом, дальнобойщики и даже мы с вами, так мечтающие о долгожданном отпуске, можем показывать утомление в конце трудового периода (недели или месяца). Однако это является нормальной реакцией организма. Хуже, если отдохнувший соискатель демонстрирует утомление при приеме на работу. В этом случае важно понять, существует ли у человека возможность
полноценно восстанавливаться и отдыхать дома. Интересно, что молодые родители (в том числе и папы) часто показывают при тестировании утомление, если не обучены методам релаксации, восстановления и регуляции своего состояния.

Хотелось бы также коснуться метода оценки устойчивости к монотонной работе и готовности к экстренным действиям. Интересный вариант представлен в виде поля, состоящего из секторов. По этому полю, проходя каждый сектор, движется светящаяся точка. Задача испытуемого заметить, когда точка перепрыгнет один сектор, и отреагировать (нажать клавишу, педаль, пульт, кнопку). Перескоки бывают как с предупреждением, так и без него. Это позволяет сравнивать возможность реакции человека в спокойных, предсказуемых условиях и варианте с нестандартной ситуацией, постоянным нервным напряжением, ожиданием чего-то.
Стоит отметить, что методика может длиться целый час, а периоды без перескоков иногда достаточны длинные, под однотипный и усыпляющий звук. Таким образом, создаются условия монотонии и оценивается возможность человека оставаться работоспособным в «усыпляющей» обстановке. Для полного анализа берутся результаты реакции с предупреждением и без него, количество пропусков, скорость реакции до «усыпления» и после него. В итоге получаются данные по двум параметрам и они не всегда зависят друг от друга. Так, человек может иметь очень хорошую реакцию при экстренных ситуациях, но засыпать при монотонной работе или наоборот.
Существует ряд научных работ, которые выявили связь между неуспешным прохождением данной методики и пристрастием человека к наркотическим (химическим) веществам и алкоголю в ситуации, когда данные злоупотребления ещё не подтверждаются визуально. Ведь именно при длительной необходимости заниматься работой начинает проявляться неусидчивость людей, имеющих пагубные пристрастия. Хотя стоит отметить, что заядлые курильщики и кофеманы тоже могут проходить обследование с проблемами. Так что, если человек открыто признается к своей страсти к табаку и это не противоречит установленному порядку на работе, лучше позволить ему выйти перед этим заданием. Если же вы работодатель и хотите увидеть, как часто ваш работник будет отвлекаться на перекур, часовая методика покажет это достаточно просто — смотрите на первые «ерзанья» человека при выполнении её.

 

Какие существуют комплексы для оценки психофизиологических показателей?

 

Естественно, что разрозненные методики можно найти и в Интернете. Но когда для оценки важны миллисекунды, необходимо оборудование, которое реально и правильно будет снимать данные показатели. История создания таких комплексов для конкретных специальностей берет своё начало с Львовской СЭС, на базе которой создавался первый такой исследовательский «аппарат», занимающий комнату. Ведь в те времена технические возможности были гораздо скромнее, чем нынешние.
Более новые комплексы «Гамма», «Допуск» и «Диагност», которые используются и по сей день, уже устанавливались на более современные компьютеры. Фактически, для прохождения тестирования сейчас достаточно простого ПК. Основные требования будут связаны с возможностью подключения периферийных устройств или возможностью проходить некоторые методики с помощью непосредственного воздействия на экран (при прохождении таблиц, например). Но основной параметр, повторюсь, связан с правильностью фиксирования скорости ответной реакции испытуемого.

 

Какие тестовые методики можно использовать?


Как бы там ни было, но мало кто из нынешних работодателей готов покупать для обследования дополнительное оборудование. Поэтому, скорее всего, предпочтение будет отдано тестированию. Итак, методы исследования кратковременной памяти можно оставить из психофизиологической практики, а остальное разделить на блоки в зависимости от требований, предъявляемых соискателю. Как правило, основной акцент делается на показателях ответственности и неконфликтности будущего работника. Так, если работодатель готов делать ставку на вчерашних студентов, можно предложить опросник, изучающий уровень субъективного контроля по шкале Дж. Роттера. Эта методика позволяет оценить зрелость человека и степень его готовности брать на себя ответственность. Ведь никому не хочется постоянно слышать отговорки, что во всех бедах виноват кто-то другой или сложившиеся обстоятельства. Да и от уровня контроля зачастую зависит то, будет ли человек склонен постоянно опаздывать на работу.
Конфликтность исследуется целым рядом методов. Наиболее знаменитым на данный момент является опросник Томаса. Он определяет типы поведения в конфликтной ситуации. Сейчас же есть множество его модификаций. Например, вариант К.Б.Малышева (2000 г.) выявляет стратегии поведения не только с клиентами, но и внутри коллектива. Более же короткая методика В.П. Пугачева «Конфликтность личности», напротив, направлена исключительно на оценку степени конфликтности человека как таковой.

Параллельно изучается его склонность к вредным привычкам, которые могут влиять на качество работы. Хотя, откровенно говоря, опросники справляются с этим не очень успешно. Так, тест Г.В. Лозовой, например, определяет общую склонность к зависимостям. Однако точно утверждать о наличии вредной привычки нельзя.

Наиболее интересными являются комплексные методики, с помощью которых можно изучить несколько характеристик.

Например, тест Кеттелла поможет оценить:

  • коммуникабельность;
  • внимательность и способность к обучению;
  • уровень эмоциональной зрелости (способность контролировать эмоции);
  • склонность к доминированию и самоутверждению;
  • дисциплинированность;
  • стрессоустойчивость;
  • дипломатичность;
  • будет ли возникать трудность в адаптации и вхождения в коллектив и многое другое.

Более того, с помощью методики можно предположить склонность к нарушению закона или излишнюю конфликтность и высокомерие.

 

Кто должен проводить психофизиологический отбор?


Изначально исследования некоторых показателей проводились учёными-физиологами, а ряд методик — чистыми психологами. Так как ещё во времена СССР кафедры психологии относились к факультетам биологии, то чаще всего психофизиологические параметры исследовали их выпускники. Хотя в Питере (тогда — Ленинграде) была и профильная подготовка врачей-психофизиологов при медицинском институте. В Украине же вопрос стал наиболее актуальным после публикации «Порядка проведения медицинских осмотров работников определённых категорий» (который был утвержден Приказом Министерства охраны здоровья Украины 21.05.2007). В нем профотбор уже рассматривался в рамках проведения психофизиологической экспертизы и фактически передавался в медицинские учреждения. Но проблема состоит в том, что этот порядок так и остался Проектом. Приказом были утверждены лишь перечни, а в законное действие он так и не вступил. В связи с этим до конца не были прописаны правила проведения экспертизы, кто её проводит (необходимая квалификация), как и с помощью какого оборудования. А самое главное — не утверждены те самые пресловутые нормы для каждого вида профессий. Даже разница между профотбором и экспертизой не пояснена.
Если же мы имеем дело с самыми распространенными практиками отбора тех же работников аптек или медицинских учреждений, то иим чаще всего занимается психолог, прикреплённый к кадровой службе при первичном собеседовании.

 

Так нужен ли профотбор?


И в заключение, самый важный вопрос: так нужен ли вообще профотбор? На этот вопрос важно отвечать, прежде всего, соискателю, который планирует устроиться на работу. Профотбор нужен! Более того, пришедшему человеку даже больше, чем работодателю. В системе безопасности движения и охране труда на предприятиях давно констатируют, что огромную часть серьезнейших нарушений, приведших к необратимым последствиям, играет человеческий фактор. И если работодатель рискует финансами, виновник рискует своей и чужой жизнями и личной свободой в случае уголовного преследования.
Мирная профессия фармацевта, на первый взгляд, не связана с пожарами и наводнениями. И актуальный момент упускается из виду. Но иногда человек очень хочет работать в определенной сфере, а его данные не гарантируют ему успешной работы. Пояснять это претенденту очень важно. Например, одним не нравится вести скрупулезный учет медикаментов, а вторым — общаться со сложными клиентами. И это стоит учитывать при приеме на определённое место. Ведь даже в случае допуска проблемы со здоровьем от переутомления и необходимости постоянно подключать свою волю не заставят себя ждать и испортят всю ожидаемую радость от процесса работы. А долго работать с ощущением неудовлетворенности просто невозможно. В результате начинает страдать качество работы, следовательно, интересы работодателя.

Так что, ещё раз задуматься над правильной организацией профессионального отбора стоит именно тем управляющим и владельцам, которые наблюдают высокую текучку кадров при среднестатистических показателях заработной платы на рабочем месте.

 

Галина Лапшун,
магистр психологии, практикующий психолог

 

Список литературы:

  1. Толочек В.А. Профессиональный отбор и психологические тесты. http://www.ipras.ru/cntnt/rus/media/on-layn-bibliote/knigi1/tolochek_v1.html.
  2. «Психология труда: конспект лекций Прусова Н.В.» https://psy.wikireading.ru/31417.
  3. «Профессиональный отбор и психологические тесты. Для частных охранных предприятий и служб безопасности». В. А. Толочек https://altairbook.com/books/581997680-professionalnyy-otbor-i-psihologicheskie-testy-dlya-chastnyh-ohrannyh-predpriyatiy-i-slujb-bezopasnosti.html.
  4. Кишиков Р.В. «Лекционный материал по дисциплине «Профориентация и профотбор» https://www.twirpx.com/file/331277.
  5. «Вестибулометрический профотбор на летную службу и вестибулярная тренировка летчиков» Том I. Под ред. Куликовского Г.Г., Самтера Я.Ф., проф. Стрельцова В.В. и Шютте С.Я.
  6. Приказ Министерства здравоохранения Украины и Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 23 сентября 1994 г. № 263/121 http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/REG554.html.
  7. Пугачев В.П. «Конфликтность личности» http://www.prometeus.nsc.ru/contents/books/pugach.ssi.
  8. Куликова О., Лаврентьева Л. Разработка эффективной системы мотивации сотрудников аптек» https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-effektivnoy-sistemy-motivatsii-sotrudnikov-aptek.