X

Для доступу до архівного номеру журналу введіть, будь ласка, Вашу електронну адресу

Введіть ваш Email

X

Підписка на електронну версію журналу "Сучасна фармація"


Введіть ваше ім'я


Введіть ваше прізвище


Введіть вашу спеціальність


Введіть вашу спеціалізацію















Введіть ваш Email


Введіть ваш телефон

Телефон повинен містити код країни

наприклад: +380 99 999 9999


Введіть Область/місто/селище, де ви проживаєте


Введіть ваше місце роботи


Как реагировать на критику

Когда меня критикуют, я могу себя защитить, но против похвал я бессилен. (Зигмунд Фрейд)

Критика — острое оружие во взаимоотношениях людей. Бывает так, что критика со стороны окружающих выводит нас из себя, заставляет быть раздражительными и портит настроение. Что касается слишком чувствительных и восприимчивых людей, чересчур серьезно относящихся к чужому мнению, критика не только заставляет нервничать, но даже может понизить их уверенность в себе и довести до депрессии. Слышать слова критики всегда больно, даже когда они исходят от наших друзей, которые желают нам только добра.

kritica

Критика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») — это анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности. Любая критика относится к числу конфликтогенов, способных привести к конфликту

Как же нам реагировать на критику? Каждый человек реагирует на критику по-разному. Наша реакция зависит от возраста, воспитания, амбиций, отношения к критикующему, настроения и многих других факторов.

 

«Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, кто убедил их в своей любви к ним»

М. Ганди.

 

Психологи подсчитали, что 90% людей совершенно не умеют реагировать на критические замечания. А как это делать правильно? Ответить на этот вопрос сложно, пока мы не поймем, что критика бывает разная: справедливая и несправедливая, конструктивная и деструктивная, заслуженная и незаслуженная.

Справедливую критику можно использовать себе во благо: она может послужить тем инструментом, который позволит взглянуть на себя со стороны, увидеть свои недостатки, признать ошибки и сделать необходимые изменения.

Несправедливая критика полностью беспочвенна. Это оскорбления и обобщенные реплики типа «Неуклюжий», «Глупый», «Вечно ты все портишь». Тот, кто грешит такими замечаниями, вряд ли в состоянии мыслить конструктивно.

Многие люди, критикуя, не хотят обидеть человека, они просто высказывают свое мнение. Дейл Карнеги говорил, что критика часто является замаскированным комплиментом. И в большинстве случаев это действительно так. Если вашу статью или стихотворение кто-то критикует, высказывая в их адрес отнюдь не лестные комментарии, это уже означает то, что человек заинтересовался вами и вашим творчеством.

Не стоит игнорировать и тот факт, что критика, направленная на Вас, может быть провокацией, попыткой вывести Вас из себя и уронить Ваше достоинство в глазах других. Поэтому во время критики необходимо соблюдать определенные правила и способы поведения.

Стремитесь выдержать паузу. Эта короткая пауза поможет Вам не только прийти в себя, но и приготовиться выслушать собеседника.

Руководствуйтесь разумом, а не чувствами. Концентрируйте внимание лишь на словах и фактах, а не на эмоциях, которые Вы испытываете.

Будьте спокойны и не позволяйте словам другого человека раздражать Вас. Помните, что, может быть, именно такой неправильной реакции — гнева и раздражения — ожидает от Вас этот человек. Очень важно уметь сдерживать свои эмоции в момент, когда Вас критикуют. Эмоции мешают нам конструктивно мыслить. Эмоции — это наша слабость.

Подумайте об источнике критики. Проанализируйте, кто Вас критикует и с какой целью?

Признайте справедливую часть критики и сделайте правильные выводы. Если критика указывает Вам на Ваши слабые стороны, которые Вы можете улучшить, то это совсем не повод расстраиваться! Принимайте ее с благодарностью и применяйте с пользой для себя!

«Мы должны благодарить тех, кто указывает нам на наши недостатки» Б. Паскаль. Какой бы критика ни была: правдивой или неадекватной, доброжелательной или агрессивной, мотивированной любовью или ненавистью, она вся может стать для нас полезной! В ней можно найти крупицы истины. Критика помогает нам стать лучше, она указывает на ошибки и помогает их избежать.

 

«Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от неё»

Дени Дидро.

Прислушиваться к критике или нет, как реагировать на неё — решать только Вам. Просто помните, что самый главный критик в вашей жизни — Вы сами. Пляка Л. В., доцент кафедры педагогики и психологии ИПКСФ НФаУ, канд. психол. наук, практический психолог высшей категории

ТЕСТ  panacea_line

«Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру)

С помощью этого теста Вы можете определить свой уровень контроля при общении с другими людьми. Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как верное или неверное для себя. Верное — обозначьте буквой В, а неверное — буквой Н.
  1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
  2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
  10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Оценка результатов: по одному баллу начисляется ответ «Н» за 1, 5, 7 вопросы и за ответ «В» — на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. 0–3 балла показывают низкий коммуникативный контроль, т.е. ваше поведение устойчиво и Вы не считаете нужным меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, отчего некоторые считают Вас «неудобным» по причине Вашей прямолинейности. 4–6 баллов говорят о среднем коммуникативном контроле. Вы иск- ренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающими людьми. 7–10 баллов указывают на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.