Образ мыслей человека – его божество (Гераклит)
В современном мире все больше внимания уделяется природе наших мыслей. На эту тему проводится много научных исследований, написано много книг и снято много фильмов.
Наши мысли, то, во что мы верим, создают нашу психологическую реальность. В психологии даже есть такое понятие, как самосбывающееся пророчество. Это прогноз будущего, которое формирует определенное поведение, в результате которого создаются условия для его реализации.
Концепцию самоисполняющихся пророчеств (англ. «
self-fulfilling prophecy») предложил в 1948 году социолог Роберт Мертон: «Самосбывающееся пророчество – это изначально ложное определение ситуации, порождающее новое поведение, которое приводит к тому, что ложная концепция оказывается правдивой и в результате ошибка становится правилом. При этом «пророк» в качестве доказательства своей правоты опирается на цепь реальных событий. Таковы парадоксы социальной логики». Самосбывающееся пророчество еще называют эффектом Розенталя.
Как же срабатывает эффект Розенталя, что Ваше предсказание сбывается, превратившись в самореализующееся пророчество?
Все довольно просто: никакой мистики, волшебства и чудес.
Человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что она получает подтверждение:
- у меня имеются некие ожидания по отношению к человеку;
- я проявляю эти ожидания через прямые или косвенные действия – «сигналы»;
- человек воспринимает эти сигналы и подстраивает под них свое поведение;
- мои первоначальные ожидания подтверждаются;
- и постепенно закрепляются по мере получения новых подтверждений.
- Так образуется замкнутый круг самореализующегося пророчества.
Эффект Розенталя может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус: если ты ждешь от жизни или от человека плохого – они эти твои ожидания скорее всего оправдают. И, наоборот, если ты ждешь от жизни или человека только хорошего – они так и будут с тобой поступать!
Этот феномен был подтвержден многими исследованиями. Например, авторы книги «Пигмалион в школьном классе» Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели очень интересные исследования. В начале учебного года было проведено тестирование учащихся с целью определения их IQ. Результаты были доведены до сведения учителей: им объяснили, что тесты предназначены для выявления учащихся, у которых в течение предстоящего учебного года должен наблюдаться скачок интеллектуального развития. Специфика эксперимента состояла в том, что педагогам сообщались фиктивные результаты. В каждом из восемнадцати классов было произвольно отобрано по несколько школьников, которым предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных «звезд». Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс. В конце учебного года они удивились еще больше: как показало измерение IQ, у этих детей по сравнению с одноклассниками интеллектуальные возможности в среднем существенно повысились. Причем речь шла не об академической успеваемости, а об IQ, показателе объективном. Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся. Не все ученики повысили свою успеваемость, но большинство из них действительно стали получать более высокие баллы, что свидетельствует о том, что это не было случайным совпадением, а закономерностью работы закона самосбывающегося пророчества.
И хорошо, когда мы думаем о хорошем и это воплощается в жизнь! Но иногда, в силу различных обстоятельств (состояние здоровья, плохое настроение, проблемы на работе и т. д.) на фоне негативных эмоций мы можем допускать появление «плохих», негативных мыслей.
Как же избежать того, чтобы эти мысли не воплотились в самосбывающееся пророчество?
Прежде всего, при плохом настроении смените обстановку и постарайтесь со сменой обстановки сменить свое внутреннее состояние на более позитивное. Например, можно провести время с родными или друзьями, сходить в кино или театр, пойти в спортзал или заняться тем делом, которое вам нравится. Также можно выполнять следующее упражнение: вспомнить 7–10 событий, которые порадовали вас в течение минувшего дня. Поначалу будет нелегко, но со временем вы начнете очень быстро вспоминать счастливые моменты прожитого дня.
Если вы замечаете, что вам стало грустно и вас одолевают плохие мысли, вы становитесь более тревожным. Вспомните то, что приносит вам наибольшую радость или удовольствие. Это очень хорошая и действенная методика, которая помогает регулярно справляться с негативом. Например, вам очень нравится один юморист или у вас есть любимая книжка детства, которую вы с удовольствием перечитываете и это дарит вам улыбку, хорошее настроение.
Окружите себя позитивными людьми, которые не боятся быть счастливыми и делиться радостью с окружающими. Как известно, окружение достаточно сильно влияет на наше мировоззрение. Расширив круг знакомств и проводя все больше времени с позитивно настроенными людьми, вы несомненно «заразитесь» хорошими мыслями.
Также хорошим оружием борьбы с плохими мыслями являются хорошие мысли. Задавайте им контрудар и на все нехорошее, что возникает у вас в голове, наводите хорошую мысль. Учитесь видеть и другую сторону медали, а именно, лучшую ее сторону. Будьте более оптимистичны и вы увидите, что во всех тех плохих раздумьях и мыслях, с которыми вы сражаетесь, есть и хорошие моменты и аспекты, и что их даже больше, чем вы себе представляете.
Не сосредотачивайтесь на плохом и наполняйте свою жизнь более теплыми и насыщенными красками. Не давайте мрачным мыслям повода появляться, окружайте себя тем, что вам нравится, встречайтесь с теми, кого вы любите, и они будут создавать вам атмосферу, в которой не будет места негативу и беспокойству.
Шаповалова В. С., к. псих. н., практический психолог ІІ категории НФаУ,
ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии НФаУ