X

Для доступу до архівного номеру журналу введіть, будь ласка, Вашу електронну адресу

Введіть ваш Email

X

Підписка на електронну версію журналу "Сучасна фармація"


Введіть ваше ім'я


Введіть ваше прізвище


Введіть вашу спеціальність


Введіть вашу спеціалізацію















Введіть ваш Email


Введіть ваш телефон

Телефон повинен містити код країни

наприклад: +380 99 999 9999


Введіть Область/місто/селище, де ви проживаєте


Введіть ваше місце роботи


Этика и деонтология в профессиональной деятельности провизора

Уважая и любя людей, мы должны принимать их такими, какие они есть, и стремиться к каждому найти свой подход

Вопрос о культуре общения людей и этикета взаимоотношений очень актуальный на сегодняшний день, особенно если это касается профессиональной деятельности человека. В каждой деятельности существуют свои, определенные правила этики и норм поведения, касающиеся конкретной профессии. Профессиональная деятельность провизора не является исключением так, как имеет свой Этический кодекс фармацевтических работников Украины, который был принят на VII съезде фармацевтов Украины. Фармацевтическая этика в виде отдельных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря. Разумеется, что современная аптека, провизоры, да и ее посетители значительно отличаются от аптеки тех времен. Современный ритм жизни, постоянный стресс и внешняя среда оказывают влияние на человека, поэтому сегодня в аптеку приходят люди, обеспокоенные своими проблемами, возможно, с чувством неуверенности, иногда боящиеся произвести невыгодное впечатление или оказаться непонятыми, подверженные перепадам настроения. Поэтому, фармацевт, работающий «за первым столом», должен знать, какими могут быть, с учетом психологии, посетители аптек, обладать знаниями о возможных способах передачи сообщения: вербальном, графическом, языком жестов, просто мимикой, прямым действием, а также расшифровать язык адресата, на котором посылается сообщение посетителем аптеки провизору. Фармацевтическая этика — это часть общей этики, это наука о моральной ценности поступков фармацевтических работников всех звеньев, их поведении в сфере своей деятельности. Фармацевтическая этика — это совокупность неформальных норм нравственного поведения фармацевтических работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению к обществу, конкретному посетителю аптеки, друг другу, контактным группам людей (медицинские работники, конт-ролирующие органы и др.). У фармацевтической этики есть много общего с врачебной этикой, но есть и значительные отличия: фармацевт не лечит больного, не делает назначений; однако он должен хорошо владеть навыками психотерапии, т. е. вселять в посетителя аптеки веру в выздоровление, в эффективность лекарственного препарата. Поэтому провизор должен обладать определенными профессиональными и нравст-венными качествами, уметь регулировать свои взаимоотношения с посетителями аптеки, использовать психологическое воздействие на больного. Тема этики фармацевтических работников достаточно обширная, поэтому сегодня, мы поговорим об этике и деонтологии в аптеке и о самых основных их моментах. Что можно выделить в качестве классических маркеров этичного и профессионального поведения первостольника? В первую очередь — речь, вербальное и невербальное внимание к словам посетителя аптеки, понимание необходимости тактичного отношения к тому, что он говорит; разговор, не перегружен-ный профессиональными терминами, направленный на установление взаимопонимания, а не на демонстрацию собственной значимости. При этом первостольник должен разделять себя и врача, поскольку даже врач-профессионал, как правило, не сможет поставить диагноз без данных осмотра и лабораторных исследований, а значит, критика назначений, попытка «поиграть в доктора» и поставить диагноз, а также назначить лечение — признаки непрофессионального и неэтичного поведения, вредящего посетителю аптеки. Процесс общения фармацевтического работника с посетителем аптеки начинается с приветствия. Приветствие — один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт между провизором и посетителем аптеки, определяются их отношения. Для фармацевтического работника очень важно овладеть знаниями в области формул общения. Приветствие в аптеке играет большую роль в общении: здороваясь со знакомым, люди подтверждают свое знакомство, и выражают желание продолжить его, и наоборот, здороваясь с человеком, с которым ранее не общались, люди выражают доброжелательное к нему отношение и намерение вступить в контакт. В процессе общения провизору нужно обращать внимание на массу различных индивидуально-психологических и физиологических особенностей посетителей аптеки. Провизору надо уметь дифференцировать посетителей аптеки, с тем, чтобы безошибочно выбирать тон и направление в разговоре. Прежде всего, посетителей аптеки надо разделять по полу и возрасту. Женщины больше знают лекарства и их действие. Им чаще приходится лечить близких, и они все хотят узнать о препаратах. Мужчины, наоборот, стараются скорее покинуть аптеку, поэтому их надо «задержать» и объяснить, как принимать, хранить лекарство и т. д. Пожилые люди часто хотят поговорить, посоветоваться и провизор обязан удовлетворить их желания. Больных надо разделять также по типу нервной системы: к стеснительным проявить участие и внимание, к раздражительным отнестись спокойно и предупредительно, к обидчивым — тактично, к грубым — сдержанно, хладнокровно, сохраняя собственное достоинство. Кроме того, больных надо дифференцировать, исходя из состояния болезни: начало болезни, разгар болезни или период выздоровления. Второй важный аспект профессионального поведения и этики — внешний вид аптеки и самого первостольника. Одним из важных принципов деонтологии, с помощью которого создается первое впечатление об аптеке, является внешний вид аптечного работника. Разумеется, эстетический внешний вид аптеки — это задача руководства аптеки. Внешний вид первостольника — это задача самого первостольника. Следует помнить, что внешний вид провизора — это своего рода визитная карточка аптеки: по тому, насколько провизор аккуратен, подтянут можно судить об аптеке в целом. Небрежность провизора вызывает не только чувство досады у посетителей, но и сказывается на самом провизоре: у него плохое настроение, повышенная нервозность, недовольство собой и всеми окружающими, неуверенность в себе. А ведь иногда первое впечатление, произведенное провизором на посетителей, определяет их дальнейшие взаимоотношения. Мятый халат, вульгарные украшения, пышные прически, маникюр или грязная дверь, хаос на полках — все это мощный удар по образу аптекаря как человека, чьему мнению можно и нужно доверять, чьи лекарства будут лечить, а не калечить. Третий важный аспект — это высокий профессионализм и компетентность в профессиональной деятельности. В Этическом кодексе фармацевтических работников Украины говорится о том, что основной задачей в деятельности фармацевтических работников является сохранение жизни и здоровья человека. Все это возможно лишь при наличии огромного багажа профессиональных знаний провизора, при желании выполнять свой долг и при доброжелательном отношении ко всем посетителям аптеки. Список можно продолжить, поскольку именно эти и многие другие требования к первостольнику-профессионалу содержатся в фармацевтических кодексах многих стран. Однако мало написать кодекс. Самое сложное — сделать его частью жизни. А это, как и все хорошее в нашей жизни, требует терпения и массы душевных сил и труда. Специфика работы в торговом зале аптеки состоит в том, что работникам приходится постоянно общаться с большим количеством различных людей. Поэтому здесь должны работать люди, не только имеющие склонность к такому труду, нои обладающие способностью к общению. Психологическими требованиями для таких работников являются: уравновешенность, собранность, острота ощущений и восприятий, скорость реакции, хорошая память, внимание и наблюдательность. Поэтому провизорам должны быть присущи следующие психологические качества:
  • Чувствительность к различию формы, цвета, величине товара аптечного ассортимента.
  • Чувствительность к человеческой речи (для установления нормального контакта с больным).
  • Хорошая зрительная память (для информации о лекарствах и быстрого нахождения необходимого лекарственного препарата или других товаров медицинского назначения).
  • Сосредоточенность внимания (при обслуживании конкретного человека).
  • Устойчивость внимания (сохранение работоспособности на про-тяжении рабочего дня).
  • Хладнокровие и выдержка (при разрешении конфликтных ситуаций).
  • Эмоциональная устойчивость и уравновешенность.
  • Старательность и добросовестность.
  • Владение речью и др.
  Резюмируя и подтверждая все выше сказанное, хотелось бы обратиться еще раз к Этическому кодексу фармацевтических работников Украины в котором говорится о том, что фармацевтический работник должен с уважением относиться к посетителю аптеки, находить индивидуальный подход к каждому человеку; владеть психологическими навыками общения для достижения доверия и взаимопонимания с посетителями аптеки. Фармацевтический работник должен выполнять требования деонтологии, а именно: быть чутким, доброжелательным и внимательным к посетителю аптеки; следить за своей речью, жестами и мимикой, обращаться к посетителям четко и достаточно громко, привлекая внимание надлежащим видом; уметь выслушать людей и всегда находить с ними общий язык; иметь безупречно чистую, опрятную, специальную одежду делового стиля. Профессиональная этика фармацевтического работника базируется на принципах законности, профессионализма и компетентности, объективности и честности, партнерства и независимости, гуманности, конфиденциальности и индивидуального подхода к каждому посетителю аптеки.

Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов (автор Б. Бойко)

Методика направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в общении и выявление типа эмоциональных помех. Инструкция. Прочитайте каждое суждение и ответьте на него «да», если согласны с ним, или «нет», если не согласны. Текст методики
  1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
  2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров.
  3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
  4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
  5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
  6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
  7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.
  8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, переживание), но он этого не чувствует.
  9. Чаще всего в моих глазах или выражении лица видна озабоченность.
  10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
  11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
  12. Если я увлекаюсь разговором, то моя мимика становится излишне выразительной.
  13. Пожалуй, я несколько скован, зажат.
  14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
  15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.
  16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.
  17. Разговаривая, я излишне жестикулирую.
  18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
  19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
  20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
  21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.
  22. Мне часто почему-то бывает весело без всякой причины.
  23. Мне очень просто сделать, по собственному желанию или по заказу, разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.
  24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
  25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
 

Ключ к методике

За каждый ответ «да» начисляется один балл. Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается, исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25). Эмоциональные помехи объединены в пять групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой-либо группе, то делается вывод о наличии существенных «помех» в установлении эмоциональных контактов.
«Помехи» в установлении эмоциональных контактов Номера вопросов и ответы
Неумение управлять эмоциями, дозировать их +1, -6, +11, +16, -21
Неадекватное проявление эмоций -2, +7, +12, +17, +22
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций +3, +8, +13, +18, -23
Доминирование негативных эмоций +4, +9, +14, +19, +24
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе +5, +10, +15, +20, +25
Итого
 

Интерпретация к методике

Уровни эмоциональной эффективности в общении: Первый уровень — 0–2 балла — испытуемый плохо видит себя со стороны либо в своих ответах неискренен. Второй уровень — 3–5 баллов − эмоции обычно не мешают общаться с партнерами. Третий уровень — 6–8 баллов — имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. Четвертый уровень — 9–12 баллов — эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами. Пятый уровень — 13 и более баллов — эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми.   В. С. Шаповалова, к. псих. н, практический психолог ІІ категории НФаУ, преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПКСФ НФаУ